Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
Введение 3
1. Теоретические аспекты адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры 5
1.1. Физиологические особенности детей с нарушенным слухом 5
1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих и слабослышащих детей школьного возраста 9
2. Практические аспекты адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры 15
2.1. Построение и содержание урока физической культуры для учащихся первых классов с нарушением слуха с использованием приемов активизации познавательной деятельности 15
2.2. Методические особенности обучения двигательным действиям учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры 19
2.3. Особенности организации адаптивной физической культуры с детьми с нарушением слуха 20
3. Экспериментальное исследование адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры 26
3.1. Констатирующая оценка координационных способностей учащихся первых классов с нарушением слуха 26
3.2. Реализация авторской программы по адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры 29
3.3. Контрольная оценка координационных способностей учащихся первых классов с нарушением слуха 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы в мире растёт количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретённой в младенчестве нейросенсорной тугоухостью. По статистике нарушения слуха имеет один ребёнок из ста. В России 200 000 глухих и слабослышащих детей. Не обладая возможностью слышать, они плохо говорят. Глухота часто связана с другими дефектами.
Проблема нарушения слуха у детей хорошо изучена. Причины, вызывающие глухоту, описаны в работах А.И. Дьяковой, Е.П. Кузьмичевой, М.И. Никитиной; особенности физического развития детей глухих и слабослышащих детей рассмотрены в трудах Н.Г. Байкиной, Б.Н. Минаевой. Многие исследователи в своих работах указывают на то, что слабослышащего ребенка необходимо обучить, воспитать, дать профессию, трудоустроить. Однако, работ, посвященных адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры недостаточно, хотя эта проблема достаточно важна. Недостаточно в современной литературе имеется данных о роли физической культуры в адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры.
Предмет данного исследования – использование возможностей уроков физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.
Целью работы является анализ особенностей адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры.
Исходя из цели, решаются следующие задачи:
- охарактеризовать физиологические особенности детей с нарушенным слухом;
- выявить особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих и слабослышащих детей школьного возраста;
- рассмотреть построение и содержание урока физической культуры для учащихся первых классов с нарушением слуха с использованием приемов активизации познавательной деятельности;
- выявить методические особенности обучения двигательным действиям учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры;
- проанализировать особенности организации адаптивной физической культуры с детьми с нарушением слуха;
- провести констатирующую оценку координационных способностей учащихся первых классов с нарушением слуха;
- реализовать авторскую программу по адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры;
- провести контрольная оценка координационных способностей учащихся первых классов с нарушением слуха, с целью оценки эффективности разработанной программы.
Методы исследования определялись целями и задачами работы и включали: анализ специальной, социологической, психологической, методической, спортивной и педагогической литературы, материалов периодической печати, интернет-ресурсов, изучение документации.
Методологическую основу исследования составили общедидактические принципы, психолого-педагогические, социологические исследования, посвященные проблеме адаптации к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, а также списка использованной литературы.
Врожденные или приобретенные нарушения слуха оказывают существенное слияние на физическое и психическое развитие детей. Поэтому необходимо активно включать их в различные виды физической активности, использовать нетрадиционные виды спорта, чтобы обеспечить их социализацию.
Нарушения слуха у детей имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения. Всё это лимитирует двигательную активность детей-инвалидов по слуху и требует дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания, физического, психического, личностного развития данной категории детей.
Уроки адаптивной физической культуры не только обеспечивают развитие физических навыков, но и способствуют развитию познавательной деятельности детей с нарушениями слуха.
Особенности развития двигательной сферы глухих обусловлены в основном тремя факторами: функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха и недостаточным развитием речи. Несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят слабослышащих детей в специфические условия. С потерей слуха значительно снижается объём речевой информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности. Поэтому словесная речь является необходимым фактором при обучении физическим упражнениям и двигательным действиям в процессе физического воспитания, игровой и спортивной деятельности.
Включение речевого материала в содержание уроков физкультуры для глухих и слабослышащих детей положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений, навыков и на развитие интеллекта глухого ребенка.
При активизации познавательной деятельности особое значение придается расширению сферы общения, использованию остаточного или частичного слуха. Это позволяет быстрее и с большим эффектом выйти из трудностей, обусловленных дефектом и вторичными нарушениями у аномального ребенка.
На физкультурных занятиях с глухими и слабослышащими школьниками метод слова должен включать распоряжения, указания, команды, спортивную терминологию и спортивные жесты, которые ребенок может воспринимать как с индивидуальным слуховым аппаратом, так и на слух. Речевые инструкции должны быть краткими, произноситься в разговорном темпе, содержать необходимую информацию о названии движения, технике его выполнения. Они предъявляются устно или с помощью письменных табличек. Инструкции имеют сопроводительную функцию и применяются таким образом, чтобы не снижать моторной плотности занятия и способствовать выполнению основных задач АФК.
Рациональное использование методов и приемов, изложенных в выпускной квалификационной работе, сможет повысить познавательную и двигательную деятельность учащихся на уроках физической культуры.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на уроках адаптивной физической культуры решаются многие задачи по физической реабилитации детей – инвалидов по слуху. Кроме того, возможно развитие познавательной деятельности данной категории детей с помощью определенных методов и приемов на уроках физкультуры.
Подобные работы
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет
- Воспитание волевых качеств на уроках физической культуры у обучающихся начальных классов