Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Введение 3
1. Теоретические основы работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Роль социального педагога в организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.2. Технологии работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья 11
2. Личностные особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.1. Личность социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.2. Профессиональная компетентность социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья 19
2.3. Морально-этические аспекты в работе социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
В настоящее время отмечается увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность, дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.
Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
Большинство родителей, имеющих детей-инвалидов, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям-инвалидам обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.
Инклюзивное образование предусматривает активное включение и участие детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы.
Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации, основная роль в которой в условиях общеобразовательной школы отводится социальному педагогу.
Цель работы – выявить особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль социального педагога в организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- охарактеризовать технологии работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- рассмотреть личность социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- исследовать профессиональную компетентность социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- раскрыть морально-этические аспекты в работе социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – деятельность социального педагога.
Исследованием проблемы социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, А.Ю. Коджаспиров, В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, Н.Ф. Дементьева, А.С. Спиваковская, Х.С. Замский, М.В. Иполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, Ньюмен Сара, Н.В. Андрущенко, А.А. Наумов, Т.Э. Токарева, И.В. Возняк, Л.В. Годовникова, Е.Ю. Журавлева, Е.А. Янушко, Е.М. Мастюкова и др.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза и обобщения.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Вопрос о социальной реабилитации детей, с ограниченными возможностями в специализированном коллективе является чрезвычайно важным. Процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предполагает высокое чувство ответственности социального работника и каждого его члена за судьбу ребенка, что проявляется в единстве требований и действий по отношению к нему. Единство требований всех участников реабилитационного процесса может быть обеспечено лишь при условии согласия всех членов коллектива специалистов с характером, содержанием и формой этих требований.
Коллектив реабилитационного учреждения контролирует и направляет деятельность специалиста по социальной реабилитации, предъявляя к нему определенные требования в виде оценок, мнений о его деятельности. Свободное принятие требований своих коллег возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность с подчинением. Только в творческой атмосфере взаимопомощи можно чувствовать себя уверенным и активно решать поставленные задачи.
Чрезвычайно важной морально-этической проблемой являются отношения специалиста по социальной реабилитации с семьей ребенка. Их нельзя рассматривать как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на решение ими одних и тех же задач. Конфликты между родителями и специалистом по социальной реабилитации могут возникать из-за низкой педагогической культуры родителей, бестактности самого специалиста, разночтения задач социальной реабилитации и т. д.
Нравственные отношения в системе реабилитационной деятельности - непременное условие успешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Они способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условий развития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.
Социальные педагоги призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Таким образом, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями это очень сложный и многогранный процесс, который требует со стороны специалиста высокой профессиональной подготовки. Для успешной интеграции такого ребенка в современный социум, необходимо работать не только с ним, но и с его окружением. При работе с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать то, что к каждому ребенку требуется индивидуальный подход, нужно принимать во внимание все факторы, которые каким-либо образом влияют на процесс его социализации.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»
- Отчет социального педагога в вузе ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»