Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Введение 3
1. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья 5
2. Основные требования к адаптации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9
3. Уровни адаптации образовательной среды для детей с ОВЗ 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
Важное место в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимает проблема их социализации и интеграции в общество. Общество, в котором растет ребенок, окружающая его среда являются условием и источником развития ребенка.
Современные Федеральные государственные стандарты начального общего образования предполагают создание и соблюдение определенных условий с целью адаптации образовательной среды школы, практикующей инклюзивную практику, к приему детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
При этом за основу берется главный принцип работы с детьми с особыми образовательными потребностями — «обучение через саму жизнь». Реализация данного принципа в образовательном пространстве школы должна достигаться через соблюдение равных прав и предоставление ребенку наряду со здоровыми сверстниками равных возможностей.
Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с ОВЗ в общество здоровых сверстников как равного, но с учетом его особых потребностей в организации жизненного пространства
Актуальность исследования обуславливается тем, что с каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. К данной категории можно отнести и детей с ограниченными возможностями. Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По дан¬ным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нару¬шенным психическим и физическим развитием.
Цель работы – исследовать особенности адаптации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Охарактеризовать категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проанализировать основные требования к адаптации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Исследовать уровни адаптации образовательной среды для детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайна неоднородна: это достаточно большая категория воспитанников, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии, помимо детей с выраженными нарушениями в развитии существует достаточно большая категория детей, имеющих легкую органическую патологию. Они могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки, ведущие к дезадаптации.
Также существует категория детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях. Не всегда состояние их можно квалифицировать как задержку психического развития, но даже при сохранном соматическом здоровье и изначально сохранном интеллекте эти дети вследствие эмоциональной и социальной депривации могут обнаруживать отклонения в психическом развитии.
Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подразумевает условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что у каждого человека есть право быть «другим». Дети осознают, что «мы разные, но не чужие».
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека
- Виды коммуникативных барьеров