Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников к обучению в школе 5
1.1. Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Психолого-педагогические предпосылки адаптации первоклассников к обучению в школе 10
1.3. Особенности организации адаптации первоклассников к обучению в школе 14
Глава 2. Практические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе 20
2.1. Анализ опыта работы педагогов-практиков по адаптации первоклассников к обучению в школе 20
2.2. Организация работы по адаптации первоклассников к обучению в школе 23
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение А - Программа по адаптации первоклассников к обучению в школе 32
Актуальность исследования. Поступая в школу, первоклассник попадает в новую для себя социальную ситуацию развития. Часто возникает множество проблем, связанных со сменой социально-психологических условий в жизни ребенка, это могут быть: большая учебная нагрузка, которая не по силам ребенку, непринятие смены коллектива, неприятие ребенком школьным коллективом, враждебное отношение педагога и другие, непринятие ребенком нового уклада жизни. Этот период для ребенка является самыми трудными в плане адаптации к новым условиям взаимодействия: действия и поведение ребенка оцениваются иначе, то, что могло сойти с рук раньше, сейчас наказывается строже.
Как отмечает Давыдов В.В., ребенок в 7 лет начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В связи с этим меняется подача учебного материала: с ненавязчиво-игровой до осознано-учебной, время занятий с 15-20 минут увеличивается до 40-45 минут. Отсутствует понимание строгой дисциплины. Ребенку первое время сложно не отвлекаться, сложно сдерживать эмоции и высидеть весь урок. Невнимательность на уроке может повлечь за собой ряд проблем с успеваемостью и на фоне этого могут возникнуть психологические трудности: у ребенка возникает страх перед школой, сомнение в своих способностях, может снизиться самооценка и вытекающая из этого проблема – сложность установления дружеского контакта с одноклассниками.
Поступление в школу, знакомство с новым коллективом и учителями, новые требования, переход к систематическому накоплению знаний является переломным моментом в жизни ребенка, и не каждый ребенок в семилетнем возрасте может легко преодолеть и принять такой образ жизни. Нежелание ребенком принять новую социальную роль школьника может привести к конфликтам в семьи и в школьном коллективе, а также привести к проблеме социальной дезадаптации.
Проблема адаптации занимает значимое место в различных педагогических и психологических исследованиях, посвященных готовности 3 ребенка к школе и обучению первоклассников, данная проблема нашла отражение в трудах Божович Л.И., Макаренко А.С., Выготского Л.С., Абрамовой Г.С., Дубровиной И.В, Ильина Е.П., Гумеровой А.Р., Ковалевой Г.С., Обуховой Л.Ф., Эльконина Д.Б., Сорокиной В.В. и других.
Объектом исследования выступает процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Цель работы – проанализировать специфику адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задачи исследования:
- раскрыть проблему адаптации первоклассников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе;
- исследовать психолого-педагогические предпосылки адаптации первоклассников к обучению в школе;
- проанализировать особенности организации адаптации первоклассников к обучению в школе;
- провести анализ опыта работы педагогов-практиков по адаптации первоклассников к обучению в школе;
- исследовать организацию работы по адаптации первоклассников к обучению в школе.
Методы исследования: синтез, обобщение, анализ.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и 8 взаимоотношений в новом коллективе. Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения. Совокупность данных показателей характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске дезадаптации. Решение проблемы школьной адаптации в контексте оптимизации личностного развития предусматривает не только отслеживание динамики приспособления первоклассников к школе, но и прогнозирование их индивидуального развития.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить особенности детей возраста 6-7 лет. Нам удалось выяснить, что возраст 7 лет наиболее благоприятен для развития физических и умственных сил ребёнка. В данном возрасте мозг ребёнка увеличивается, что ведёт за собой изменения в процессах возбуждения и торможения. Также значимой особенностью данного возраста является то, что ребёнок делает представления об окружающем мире, опираясь лишь на то, что он видит. Именно поэтому для успешной адаптации первоклассников необходимо опираться на его наглядно-образное мышление. Учителю важно помнить, что на момент начала обучения ребёнка в школе он проходит кризис 7 лет, который связан с изменение условий ребёнка. Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка. В период адаптации школьников учителю важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. В данный период важная задача педагога – найти подход к каждому обучающемуся и помочь адаптироваться в новых условиях.
Системное и профессиональное применение указанных методов является залогом обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной деятельности.
Анализ показал, что современными педагогами-практиками применяются как традиционные методы и формы адаптации первоклассников к обучению в школе (учебное сотрудничество, вовлечение в обучение семьи) так и инновационные (артпедагогика, программа «Школа будущего первоклассника»).
С учетом проведенного анализа литературных источников, а также обобщения опыта работы педагогов-практиков нами была разработана программа, которая ориентирована на развитие у первоклассников учебной мотивации, уверенности в себе и своих учебных возможностях, снижение школьной тревожности и снятии эмоционального напряжения, повышение коммуникативной культуры.
Подведя итог, следует отметить, что адаптация первоклассников к обучению в школе является актуальной проблемой в наше время. Особое значение она должна представлять для учителей, специалистов и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих подростков. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека
- Виды коммуникативных барьеров