Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Чувство одиночества у детей подростков склонных аддитивному поведению
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы одиночества у детей подростков склонных к аддитивному поведению 5
1.1. Понятие аддитивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Чувство одиночества как фактор аддиктивного поведения у подростков 12
Глава 2. Эмпирическое исследование чувства одиночества как фактора аддиктивного поведения у подростков 18
2.1. Диагностика аддиктивного поведения у подростков 18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 22
2.3. Рекомендации по профилактики аддиктивного поведения у подростков 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34
В настоящее время в России, в связи с изменениями в общественном сознании, вырос интерес к различным формам отклоняющегося поведения и одиночества среди детей и подростков. Общесистемный кризис приводит к постоянному увеличению группы риска, вследствие чего возрастает вероятность различных проявлений аддиктивного поведения и одиночества и расширяется социально дизадаптированный слой населения, среди которого дети и подростки, отягощенные проблемами отчужденности и одиночества.
Аддикция представляет собой результат сложного плохо предсказуемого взаимодействия наследственных, биохимических, социальных и индивидуальнопсихологических факторов. Но все эти факторы становятся условием развития аддиктивного поведения только при наличии определенных условий в микросоциуме ребенка.
Среди психологических факторов, создающих условия для развития аддиктивного поведения, большое значение придается неблагополучным семьям, где подросток по сути испытывает чувство одиночества.
Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.
К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда наук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде.
Цель исследования - выявить склонность к аддиктивному поведению у подростков, составить программу по профилактике употребления психоактивных веществ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы одиночества у детей подростков склонных к аддитивному поведению;
- провести эмпирическое исследование чувства одиночества как фактора аддиктивного поведения у подростков;
- разработать рекомендации по профилактики аддиктивного поведения у подростков .
Объектом исследования является чувство одиночества как фактор аддиктивного поведения у подростков.
Предмет исследования - аддиктивное поведение подростков.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, тестирование, обобщение, методы математической обработки
В развитие научных основ чувства одиночества у детей подростков склонных аддитивному поведению свой вклад внесли Н.И. Болдырев, А.В. Зосимовский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский и другие. Проблемой зависимости, занимались такие ученые, как К. Янг, И. Голдберг, Д. Гринфилд, Д. Хоффман, Т. Новак, А. Е. Жичкина, В. А. Лоскутова, О. Н. Арестова, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, Д. Гроссман, М. С. Иванов, М. Лорд, К. Рое, С. А. Шапкин, и др.
Итак, в данной работе были рассмотрены некоторые особенности аддиктивного поведения. В работе акцент делался на подростковый возраст это связано с тем, что именно этот возраст очень часто характеризуют как кризисный, трудный. Объективно в этом возрасте возникают поведенческие нарушения. Психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростков, создают своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют «специфически-подростковые» поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды. Иногда эти личностные реакции проявляются у подростков преимущественно в нарушении поведения.
Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска и это связанно с тем, что в этот период сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции; пограничность и неопределенность социального положения юношества; противоречия обусловленные перестройкой механизмов социального контроля.
За понятием «аддиктивное поведение» скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах: наркотизм, пьянство и алкоголизм, табакокурение и другие виды зависимого поведения. Даже далеко не полный их анализ позволяет лучше понять эти очень сложные элементы общественной жизни, конкретнее представить себе природу аддиктивного поведения в целом, а может быть, и избавиться от некоторых привычных иллюзий и мифов. Мы рассмотрели аддиктивное поведение, как один из видов деструктивного поведения, причем наряду с общеизвестными менее представленный в научной и учебной литературе.
Как становится ясно видно из вышесказанного, подростки с аддиктивным поведением – это те подростки, которые стремятся уйти от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
В работе было проведено эмпирическое исследование чувства одиночества как фактора аддиктивного поведения у подростков. Выборка исследования - ученики 9 «а» класса в количестве 21 человек (13 юношей и 8 девушек) и в возрасте 15-16 лет.
Подводя итог, можем ещё раз отметить, что практически половина респондентов (10) имеет склонность к зависимому поведению, что требует соответствующей профилактики аддиктивного поведения. У другой половины респондентов не выявлено, либо выявлена малая вероятность начала употребления ПАВ, но все же следует уделить внимание первичной профилактике, отдавая предпочтение информированию данной группы и предоставляя объективную информацию о ПАВ.
Мы выявили склонность к аддиктивному поведению учащейся молодежи, вероятность начала аддиктивного поведения, связанного с большим риском в отношении алкогольной и наркотической зависимостей. Задачи нашего исследования решены, гипотеза подтверждена.
Исходя из результатов исследования, была составлена программа по профилактике употребления психоактивных веществ подростками.
Цель данной программы профилактики аддиктивного поведения молодежи в образовательной среде: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ; развитие мотивации на ЗОЖ без ПАВ.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека