Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Детско-родительские отношения в семьях где есть больной ребёнок
Введение 3
1. Общая характеристика детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок 5
1.1. Понятие детско-родительских отношений и их характеристика 5
1.2. Классификация типов детско-родительских отношений 10
2. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок 15
2.1 Организация исследования и анализ результатов исследования 15
2.2 Разработка коррекционно-развивающей программы по оптимизации детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Еще с самого раннего возраста, семья для ребенка, является целым миром, в котором он учиться, делает открытия, действует, учиться любить, ненавидеть, сочувствовать и радоваться. Будучи членом, данной микро-группы, ребенок вступает в определенные взаимоотношения с родителями. Данные отношения, могут оказывать на ребенка, как положительное, так и отрицательное влияние. Так же ребенок учиться, обращая внимание на взаимодействие самих родителей.
Изучение детско-родительских отношений, является очень важным как для понимания определенных фактов, имеющих влияние на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.
Более ранние исследования в изучении детско-родительских отношениях начали появляться в 1899 году. Так же, к этому времени, был разработан опросник, который позволял определять отношение родителей к наказанию детей. В 30 годы ХХ века, зафиксирован высокий уровень исследований родительских установок. На сегодняшний день, в отечественной и зарубежной психологии, наблюдается большое количество исследований посвящённых проблеме детско-родительских отношений.
Изучением детско-родительских отношений в семьях нормально развивающегося ребёнка занималась большая группа учёных (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В, Дубровина, М. И. Лисина, А.С. Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, детско-родительских отношений в семьях, имеющих аномально развивающихся детей, посвящено сравнительно немного работ.
Анализ отдельных проблем семьи больного ребёнка изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, Т.А. Добровольской, С,Д. Забрамной, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёвой, И.И. Мамайчук. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия больного ребёнка с окружающими, восприятия этого ребёнка близкими для него людьми и развития самого ребёнка как личности.
Выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, где есть больной ребенок, позволит наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений, что определяет актуальность избранной нами темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие детско-родительских отношений;
- рассмотреть классификацию типов детско-родительских;
- провести диагностику детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок;
- разработать коррекционно-развивающую программу по оптимизации детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: детско-родительские отношения в семьях где есть больной ребёнок.
Проведенное исследование было посвящено выявлению детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребенок.
В своей работе мы рассматривали взаимоотношения детей и родителей, как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, особенности восприятия, а так же понимание характера и личности ребенка, опираясь на исследования таких ученых как: А.И. Захарова, А.Я. Варга, В.В. Столин, З. Матейчек и других.
Детско-родительские отношения, представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а так же ребенка к родителю. Так же, они понимаются как взаимодействие, взаимовлияние ребенка и родителя, при котором довольно четко просматриваются социально-психологические особенности межличностных отношений.
Каждый современный родитель, должен обладать способностью понимания к индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, готовность к поиску более эффективного стиля, для воспитания детей.
В работе проведена диагностика детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок. Исследования проводились среди учащихся и родителей 4 класса ГБОУ специальная школа-интернат VIII вида. Принимали участие дети с умственной отсталостью легкой степени, в количестве 7 человек, из них 5 мальчиков и 2 девочки. Тест-опросник родительского отношения к своему ребенку решали матери.
Проведенные исследования по выявлению детско-родительских отношений показали. По методике «Кинетический рисунок семьи»: чувства ребенка к членам семьи, неоднозначны – свидетельствуют о большей или меньшей значимости одного из родителей, а так же в семье могут быть малозначимые для испытуемого члены семьи; как правило, в таких семьях низкая самооценка ребенка; чувствуется тревога по отношению к отцу; результаты исследований показывают на наличие конфликта в семье между испытуемым и одним или сразу несколькими членами семьи; можно заметить страх испытуемого перед родителями; недостаточное эмоциональное общение в семье.
В процессе наблюдения за детьми и беседы с ними во время выполнения экспериментальных заданий по методике Рене Жиля было выявлено: для большинства детей в межличностном взаимодействии наиболее актуальными являются отношения с друзьями (41%), на втором месте – учителя (36,5%), на третьем – бабушки, дедушки (31,3%), на четвертом месте родители (показатель довольно низкий – 22%). Результаты, полученные с помощью данной методики, указывают на достаточно глубокие нарушения детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
Результаты исследования «Лесенка для детей», тоже свидетельствуют о нарушенных детско-родительских отношений у детей.
Качественный анализ опросника родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столлин) показывает, что родители: воспринимают своих детей плохими, неприспособленными, неудачниками; мало заинтересованы в делах и планах детей; постоянно ощущают тревогу за детей; требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины; приписывают своим детям личную и социальную несостоятельность.
Таким образом, результаты исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью, показали, что внутрисемейные отношения нарушены и необходимо проведение коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
Нами разработана коррекционно-развивающая программа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях где есть больной ребёнок. Программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа каждое. Форма занятий: групповые. Реализация предложенной программы позволит: развить отношение партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком; улучшить понимание родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития; развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний друг друга; выработать навыки адекватного и равноправного общения; укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях; сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека