Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Гендерные особенности любовных переживаний у юношей и девушек
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЮБОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ……………………………………………………………………...7
1.1 Понятие о переживании………………………………………………….....7
1.2 Научные подходы к исследованию любви…………………………………………………………………………10
1.3 Понятие гендера…………………………………………………………….17
1.4 Гендерные особенности юношей и девушек………………………….. …21
1.5 Вывод по первой главе……………………………………………………...28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮБОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………………………………………………………………………………………31
2.1. Организация исследования……………………………………………...31
2.2. Количественный и качественный анализ данных……………………..34
2.3.Анализ и интерпретация данных…………………………………………………………………………38
2.3 Вывод по второй главе…………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………...62
Один из самых главных феноменов в отношении между мужчиной и женщиной является любовь, который основывается на глубоких и драматических переживаниях. Несмотря на то, что на тему любовных переживаний велись многозначительные дискуссии, научное изучение данного явления началось в ХХ веке на Западе, а потом и в России.
На данном этапе в современной психологии нет единой теоретической базы, предоставляющей понятие любовного переживания. Однако, в работах З. Фрейда, В. Франкла, К. Хорни, Д. А. Ли и др. повествуется о различных сторонах любовных отношений и переживаний. Также данному феномену посвящено некоторое количество эмпирических исследований (Р. Стернберг,1986, С. И К. Хендрик, 1980).
На сегодняшний день психологи всё больше акцентируют своё внимание на изучении гендерных отличий любовных переживаний юношей и девушек. Традиционные взгляды на функции юношей и девушек в социуме изменились. Юноши и девушки осваивают новые виды деятельности и проявляют себя в разных социальных ролях, формируя определенное отношение к любовному взаимодействию с противоположным полом, ориентируясь на свои приоритеты и потребности. Интимно-личностная сфера является главным побудителем для самореализации и раскрытия личностных ресурсов, осознания своей общности с партнером. Взаимоотношения юношей и девушек являются основой стабилизации жизни социума, от данных отношений зависит успешность функционирования в обществе социальных институтов брака, семьи, социализация детей и, прежде всего счастье в браке.
Наша работа актуальна в связи со сменой гендерных стереотипов и размыванием гендерных границ. Важность изучения гендерных характеристик личности представляется в осознании особенностей людей разных гендерных типов и в устранении недопонимания в любовных
отношениях девушек и юношей в соответствии с их измененными гендерными установками. Теоретические положения о гендерных особенностей и изменении гендерных стереотипов в социуме представлены в научных трудах таких авторов как И.С. Кон, С. Бэм, Р. Столлер, П. Бергер, Т. Лукман, О. А. Воронина и др.
Цель исследования: выявить отличительные особенности гендерных любовных переживаний у юношей и девушек
Объект исследования: любовные переживания как психологический феномен.
Предмет исследования: гендерные особенности любовных переживаний у девушек и юношей
Гипотеза исследования: существуют различия в любовных переживаний у юношей и девушек, обусловленные их гендерными характеристиками.
Теоретико-методологическая база:
1.теоретические представления Ф. Е. Василюка о переживании.
Мы рассматриваем переживание как эмоциональное отражение субъектом конкретной ситуации и осознание собственных чувств по отношению к данной ситуации;
2.концепция Д. А. Ли о различных социально-психологических характеристиках любви.
Данная теория повествует о том, что выбранный стиль любви зависит от личностных особенностей человека, а также его социальных характеристик и воспитания;
3.гуманистический психоанализ Э. Фромма.
В данном подходе подчеркивается роль социальных детерминант в становлении поведенческих и личностных особенностей человека. Отношение человека к миру через индивидуализацию-изоляцию, внутреннее противоречие человека выражается в потребности взаимодействия в социуме и одновременно отчуждение от него. Стремление человека к освобождению социальных устоев, свободе способствует развитию чувства одиночества. Рассматривая понятие любви как способе достижения позитивной свободы и единения с миром, Э. Фромм отмечает, что под влиянием социальных факторов и воспитания человек утрачивает способность гармонично любить и выбирает непродуктивные виды любви исходя из своей социальной роли и жизненных ценностей.
4.теория гендерных схем С. Бем.
Данная теория рассматривает особенности гендерной идентичности, способа ее формирования, а также изучает психологические характеристики маскулинности, феминности и андрогинности, и связанные с этим проблемы гендера и пола.
5. историко-социологический подход к понятию гендер И.С. Кона
Теория И.С. Кона рассматривает личностные особенности в их взаимосвязи с гендерной идентичностью. Поведение человека детерминировано общественным строем общества и связано с его самосознанием, механизмом идентификации и принадлежности к социальной группе. Мужчина и женщина могут обладать разной степенью «мужского» и «женского» или в одинаковой степени сочетать в себе данные качества. В связи с гендерной революцией, изменившей устойчивые стереотипы деятельности и поведения мужчин и женщин, на данном этапе формируются разного рода вариации и различия мужчин и женщин не как биологических организмов, а как социальных личностей. Гендерные особенности зависят от социальных норм и моделей поведения в обществе, которые обусловлены изменяющимися событиями на каждом историческом этапе и зависят от культурных ценностей определенной этнической группы.
Задачи исследования:
1. Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвящённой проблеме любовных переживаний и рассмотрение разных теорий о переживании.
2.Анализ теоретической информации, которая описывает понятие «гендер» и гендерные характеристики юношей и девушек
3.Подбор методического инструментария для проведения эмпирического исследования.
4.Анализ и интерпретация данных, получившихся в ходе исследования.
5. На основе результатов исследования описать любовные переживания юношей и девушек с разными гендерными характеристиками.
Практическая и теоретическая значимость исследования
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что изучение структуры такого процесса как переживание поможет объединить полученный и накопленный теоретический материал. С помощью систематизации информации мы сможем по-новому рассмотреть и понять проблему любовных отношений людей разной гендерной идентичности, их личностные особенности, эмоциональную и ценностно-потребностную сферу, определяющих взаимодействие и любовную активность с другим человеком. Дополнить ранее полученную информацию по «гендерной психологии», «возрастной психологии», «дифференциальной психологии» новыми теоретическими суждениями и эмпирическими исследованиями.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что понимание личностных особенностей людей разных гендерных типов, их поведения поможет устранить недопонимание и проблемы в любовных отношениях, вызванных гендерными установками. Данные знания можно использовать в психотерапевтической практике, тренингах и при психологическом просвещении молодых людей.
Анализ литературных источников позволил заключить, что на сегодняшний момент существуют достаточно большое количество теорий, описывающих сущность, структуру и компоненты любовных отношений. Тем не менее, накопленный теоретический материал по данной теме большой, немногочисленные эмпирические исследования, посвящённые данному феномену, не систематизированы и не структурированы.
В нашей работе, мы попытались сделать первый шаг на пути понимания такого сложного процесса как любовное переживание. В ходе нашего теоретического анализа мы сумели познакомиться с историей изучения такого явления как переживание, выяснили, что переживание является неотъемлемой частью функционирования системы сознания и возникает неожиданно, а не с помощью конкретных усилий других уровней системы сознания. Также нами были рассмотрены два разных определения понятия переживания. В рамках нашей работы, мы ориентируемся на первое понятие: переживание – личностное, эмоциональное отражение своего отношения к миру, который рассматривается человеком как предоставление ему возможности удовлетворения своих желаний и потребностей.
Далее изучая феномен любви, увидели различия таких эмоциональных процессов как симпатия, влюблённость и любовь. Данные чувства отличаются между собой не только глубиной возникших эмоциональных реакций, но и по продолжительности протекания данных аффективных реакций, что в своих исследованиях и доказал Н. Рубин. Чувства, которые мы испытываем по отношению к другому субъекту, могут носить разный оттенок: позитивный и негативный. Негативные проявления в любовных отношениях характеризуется чувством собственности к противоположному полу, непредвиденными вспышками ревности, манией, игнорирование чувств любимого человека. Данные характеристики эмоционально-личностных отношений, не могут быть рассмотрены в качестве такого феномена как любовь. Именно поэтому, в теоретических представлениях о любви, делается акцент на положительном принятии своей личности, партнера и внешнего мира. Именно поэтому позитивное любовное переживание характеризуется стремлением к эмоциональным, чувственным, доверительным отношениям со своим любимым человеком. Говоря об общей картине возникновения любви, многие психологи отмечают наличие эротического влечения и возникновение дружеских чувств, которые основаны на продолжительно долговременных отношениях субъектов. Желание сблизиться, быть рядом, иметь ценность для своего партнёра и участвовать в его жизни – главные побудители к любовной активности.
Исходя из теорий Ф. Е. Василюка, Д. А. Ли, Э. Фромма, Р. Стернберга и эмпирических исследований З. Рубина мы смогли понять природу любовного переживания. Любовные переживания являются неотъемлемой частью взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Любовные переживания имеют ряд различий не только по биологическому полу, но и по гендерным характеристикам. Именно гендерные характеристики формируют предпочитаемое поведение в любовных отношениях.
Проведённое нами эмпирическое исследование, в котором приняли участие 89 человек, подтверждает и дополняет уже имеющиеся знания в области любовных отношений. Мы выявили, что существуют различия в любовной сфере для молодых людей разного гендера:
1.Маскулиннные девушки в большей степени, чем юноши предпочитают свободное отношение к любви, они воспринимают любовь поверхностно и как способ получения удовольствия. Маскулинным юношам важны интимные, страстные отношения, основанные на физическом влечении. Анализ любовных переживаний позволил заключить, что девушки по сравнению с юношами склонны к отрицательным любовным переживаниям, но при этом способны испытывать и положительные: бодрость, беззаботность, силу и расслабленность, нежели юноши;
2. Андрогинные девушки предпочитают эротические любовные отношения, основанные на длительной дружбе и общих интересов. Юноши ценят отношения, построенные на альтруизме, самопожертвовании и в больше степени, чем девушки испытывают отрицательные любовные переживания. Однако в меньшей степени, нежели девушки подвержены такому состоянию как апатия.
3. Феминные девушки, нежели юноши представляют любовь как сочетание эротического влечения, сострадания, самоотверженности и страсти. Юноши стремятся к спокойному, свободному и постепенному развитию отношений и в больше степени испытывают отрицательные любовные переживания, но по сравнению с девушками способны ощущать комфорт, чувствовать восторженность к партнеру и доверять ему.
Социальную роль, которую играют молодые люди и как себя преподносят, выражается на стиле любовного взаимодействия и вместе с тем на развитии любовных переживаний, которые отражают как позитивные аспекты, так и отрицательные.
На фоне меняющихся тенденций и социальных норм юношеский возраст – это период характеризующийся ростом силы своего Я, проявление своей индивидуальности и желание эмоционального и интимно-личностного контакта с противоположным полом, единение с которым позволит проявить человеку свои лучшие качества. Яркие, эмоциональные переживания в жизни молодых людей играют существенную роль в их самораскрытии, самопознании и в проявлении себя как личности. Мы предполагаем, что данные отличительные особенности любовных переживаний у юношей и девушек разного гендера связаны с различным представлением о модели поведения в интимно-личностных отношениях, особенностями ценностно-потребностной сферы, семейными установками, а также влияниям общественного строя социума.
Теоретические основы данной работы могут изучаться в контексте «психологии развития», «гендерной психологии», «дифференциальной психологии». Использованные методики могут пригодиться в составлении упражнений и бесед, используемых в тренингах, в программах профилактики стресса, депрессии, суицидального поведения, и коррекции неоптимальных любовных отношений. Полученные данные могут использоваться педагогами, психологами в психолого-педагогическом сопровождении юношей и девушек. При индивидуальных консультациях в ситуациях недопонимания между партнерами, безответной любви или любовного кризиса данное исследование поможет психологу в изучении мировоззрений личности, его идеалов и иррациональных идей с целью скорректировать дальнейшее поведение личности и помочь человеку понять свои жизненные ценности, выбрать другой образ жизни, постепенно осознавая и принимая себя как личность.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека