Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Гендерные различия во внимании младших школьников
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения внимания младших школьников 5
1.1. Основные подходы к проблеме внимания в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Психологическая характеристика внимания младших школьников 10
1.3. Учет внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе 15
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста 25
2.1. Описание процедуры исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов 29
2.3. Выводы и рекомендации 34
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Поэтому важно своевременно исследовать внимание младших школьников.
Цель: изучить внимание мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Задачи:
- раскрыть теоретические аспекты изучения внимания младших школьников;
- провести экспериментальное исследование внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста;
- разработать рекомендации по развитию внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект: внимание младших школьников.
Предмет: особенности внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, синтез, обобщение.
Гипотеза: уровень развития внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста различен.
Методики исследования:
1. Методика Ендовицкой (для определения объема внимания).
2. Методика «Шифровка».
3. Методика «Диктант» (внимание как контроль).
База исследования: выборку составили 20 детей в возрасте 8-9 лет, посещающие Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение, средней общеобразовательной школы № 2 г. Орел. В исследовании приняло участие 10 мальчиков и 10 девочек.
Структура работы представлена введением, двумя главами основной части, заключением и списком использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются её цели и задачи. В первой главе раскрываются теоретические аспекты изучения внимания младших школьников. Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста. А также приводятся рекомендации по развитию внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста. В заключении делаются основные выводы и подводятся итоги работы.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Внимание в младшем школьном возрасте имеет ограниченный объём и устойчивость потому, что интересы ученика полностью не определены и строятся лишь на жизненном опыте. Поэтому и внимание младшего школьника ещё не длительное и не активное. Необходимым условием знаний является внимание. У детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это связано с тем, что в этом возрасте воля ещё не развита, регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой недостаточна. Поэтому учителю начальных классов школы надо привлекать внимание учеников таким изложением материала, которое не требует от них большого напряжения.
Огромную роль в воспитании должного отношения к учебным занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность учителя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет педагога – прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала. Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.
Результаты проведенного экспериментального исследования внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста позволяют сделать вывод, что уровень развития внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста различен, тем самым подтверждена гипотеза исследования. Так у девочек уровень развития внимания выше, чем у мальчиков.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека