Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Введение 3
1 Теоретические аспекты интеллектуальной готовности к школьному обучению 6
1.1 Сущность и критерии интеллектуальной готовности к школе 6
1.2 Показатели интеллектуальной готовности к школе 9
1.3 Возрастные особенности старших дошкольников 13
2 Экспериментальное исследование уровня интеллектуальной готовности детей к школьному обучению 22
2.1 Описание процедуры исследования 22
2.2 Анализ полученных результатов исследования 24
2.3. Выводы и рекомендации 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложения 41
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от её решения зависит успешность последующего школьного обучения.
Вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Именно поэтому остро стоит проблема интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В последние годы изменения в социально-экономических и культурных условиях жизни общества привели к тому, что возросло количество детей недостаточно готовых к школьному обучению. Причины возникновения этой проблемы различны: неблагополучие семьи (отсутствие у детей чувства комфортности в семье, взрослых мало интересуют занятия и увлечения ребенка, отсутствие должного воспитания), недостаточный материальный уровень жизни семьи (дети не посещают детский сад), взаимоотношения с внешним миром.
Актуальность проблемы интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин Ребенок, поступающий в школу должен быть готов к школьному обучению, т.е. соответствовать тому уровню физического, психического и социального развития, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учебе, затруднения в общении с одноклассниками и педагогом. И все это отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Следовательно, возникают противоречия:
- между достигнутым уровнем психологической готовности к школьному обучению отдельных категорий детей, с одной стороны, и требованиями к уровню их интеллектуального развития в современных условиях модернизации российского образования – с другой;
- между образовательным стандартом, с одной стороны, и готовностью его усвоения, - с другой;
- между готовностью ребенка к систематическому обучению в школе и уровнем его «школьной зрелости».
Объект исследования: дети в возрасте 6-7 лет.
Предмет исследования: уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Цель исследования – раскрыть теоретические и практические аспекты интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что определение уровня готовности к школьному обучению позволит выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка, и на их основе разработать оптимальную систему работы с учетом особенностей этого ребенка.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты интеллектуальной готовности к школьному обучению.
2. Провести экспериментальное исследование уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению.
3. Разработать практические рекомендации для педагогов по использованию данных исследования в педагогической практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа литературы; метод наблюдения; метод анкетирования; метод тестирования;
Методологические основы исследования по: Н. Семаго, М. Семаго
База исследования: исследование проходило на базе общеобразовательной школы № 1. Выборка составила 20 детей, в возрасте 6-7 лет. Из них мальчиков 13, девочек 7 человек.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование и практические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов, работающих с детьми данного возраста.
В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений практической психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредованного запоминания. Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению - способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения в знакомом материале и сформированность наглядно-образного мышления до уровня, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.
Интеллектуальная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредованного запоминания. Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения в знакомом материале и сформированность наглядно-образного мышления до уровня, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.
Если ребенок понимает обращенную к нему речь, имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет четко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе.
Личностная и социально-психоло¬гическая готовность к¬ школе¬ включает¬ и формирование¬ у¬ детей¬ таких¬ качеств, которые помогли¬ бы им¬ общаться с¬ одно¬-классниками,¬ учителем.¬ Каждому¬ ребён¬ку¬ необходимо умение¬ войти в детское¬ общество,¬ действовать¬ совместно¬ с дру¬гими,¬ уступать¬ в¬ одних¬ обстоятельствах и¬ не уступать в¬ других. Эти¬ качества поз¬воляют¬ правильно¬ реагировать¬ на¬ похва¬лу и¬ порицание,¬ они проявляются¬ в уме¬нии¬ сдерживать,¬ регулировать¬ проявле¬ние своих¬ чувств, в¬ преобладании положительных эмоций.¬ Эти¬ качества¬ обеспечивают¬ безболезненное преодоле¬ние трудностей,¬ с¬ которыми¬ сталкивается
Волевая готовность предусматривает значительную произвольность поведения и психических процессов, т.е. способность ребенка управлять и контролировать ими, сформированность воли, позволяющая ребенку выполнять данное ему взрослым не очень интересное задание, проявлять упорство, настойчивость при выполнении трудных заданий, умение доводить работу до конца.
Поступление в школу ставит целый ряд задач перед педагогами, психологами в период работы с первоклассниками:
- выявить уровень его готовности к школьному обучению;
- по возможности компенсировать возможные проблемы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной деазадаптации;
- спланировать обучение первоклассников с учетом его индивидуальных возможностей.
Изучение уровня готовности первоклассников к школьному обучению при помощи программы и Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, показало, что более половины детей пришли успешно готовыми к школьному обучению. У других учащихся условная готовность и условная неготовность к началу школьного обучения. Полностью не готовых к началу регуляторного обучения учащихся среди детей 6,5-7 летнего возраста нет.
На основе полученных данных, нами были разработаны практические рекомендации по использованию результатов исследования в коррекционной работе с детьми 6,5-7 летнего возраста.
Таким образом, мы провели анализ психолого-педагогической литературы, подобрали программу обследования детей, изучили уровень готовности детей к школьному обучению, выделили факторы риска в развитии детей.
Мы считаем, что гипотеза о том, что определение уровня готовности к школьному обучению позволит выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка, и на их основе разработать оптимальную систему работы с учетом особенностей этого ребенка, подтвердилась.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека