Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Изучение проявлений отклоняющегося поведения у детей, в условиях детского дома
Введение 3
1. Теоретические основы отклоняющегося поведения у детей, в условиях детского дома 6
1.1. Понятие и виды отклоняющегося поведения у детей 6
1.2. Факторы отклоняющегося поведения детей, воспитывающихся в детских домах 12
2. Эмпирическое исследование отклоняющегося поведения у детей в условиях детского дома 18
2.1. Организация исследования. Констатирующий этап исследования 18
2.2. Программа психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения старших подростков 25
2.3. Анализ результатов коррекционной работы 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения 37
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их отклоняющегося поведения детей. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.
Проблема отклоняющегося поведения детей в условиях детского дома довольно широко отражена в научной психолого-педагогической литературе (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения, как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.
Под отклоняющимся поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся её социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.
При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.
Различные аспекты проблемы специфических условий сиротского учреждения и их влияния на личностное развитие воспитанников представлены в исследованиях Л. С. Выготского, Л. И. Божович (особенности социальной ситуации кроме того развития воспитанников детских домов), И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, А. Г. Рузской, Н. Н. Толстых (особенности психического развития воспитанников сиротских учреждений), М. Айнсворза, Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд (теория привязанности), И. Лангмейера, З. Матейчика (теория психической депривации) и др. Проблема заключается в выявлении факторов институционального воспитания, обуславливающих подростковые девиации.
Несмотря на объём и глубину накопленного научно-практического опыта по исследуемой проблеме, возникает необходимость разрешения противоречий между широким спектром отклонений в поведении детей и недостаточной степенью разработанности научно-методического обеспечения процесса их коррекции в условиях детского дома.
Объект исследования: отклоняющееся поведение детей.
Предмет исследования: проявления отклоняющегося поведения у детей, в условиях детского дома
Цель исследования: изучить проявления отклоняющегося поведения у детей в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: частота проявления и виды отклоняющегося поведения старших подростков изменятся, если будет разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции девиантного поведения.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы отклоняющегося поведения у детей, в условиях детского дома;
- провести эмпирическое исследование отклоняющегося поведения у детей в условиях кроме того детского дома;
- разработать программу психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения старших подростков и оценить её эффективность.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные стороны этого довольно сложного социального явления. Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определения его причин является акцентуации характера как крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Исследование отклоняющегося поведения старших подростков проводилось в условиях детского дома №2 в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.
В исследовании был использован комплекс методов и методик: кроме того теоретические методы исследования: анализ, моделирование, обобщение психолого – педагогической литературы, метод «Дерево целей» (автор В.И. Долгова); эмпирические методы исследования: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам: определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел); диагностика состояния агрессии (опросник А. Басса – А. Дарки); диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения («ДАП-П»).
По результатам кроме того проведения психодиагностических методик можно сделать вывод о том, что все подростки склонны к отклоняющемуся поведению, что агрессивное поведение у кроме того старших подростков имеет достаточную кроме того степень выраженности, а также подростки имеют высокую и значительную склонность к девиантному поведению, вследствие чего необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции девиантного поведения старших подростков.
Далее нами была проведена опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции девиантного поведения старших подростков.
Предложенная коррекционная программа состояла из 10 занятий, направленных на развитие навыков общения, формирование чувства близости с другими людьми, снижение психоэмоционального напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, развитие умения чувствовать настроение.
После проведения коррекционной программы у старших подростков произошли следующие изменения.
По опроснику показателей склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) была выявлена положительная динамика по всем шкалам:
- по шкале «Установка на социальную желательность»: 53 % (8 человек) не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Ответы 47 % (7 человек), свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
- по шкале «Склонность к преодолению норм и правил» ответы 100 % (15 человек) свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и кроме того общепринятым нормам поведения.
- кроме того по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» результаты 60 % (9 человек) свидетельствуют либо о невыраженности предрасположенности испытуемого к уходу от реальности, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций, остальные 40 % (6 человек) стали очень близки к этому порогу результатов.
- по шкале «Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» результаты 80 % (12 человек) свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях, остальные 20 кроме того % (3 человека) стали очень близки к этому порогу результатов.
- по шкале «Склонности к агрессии и насилию» результаты исследования свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем у 100 % (15 человек).
- по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций» у 87 % (13 человек) не выражена слабость волевого контроля эмоциональной сферы. Подростки стали способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
- по шкале «Склонность к делинквентному поведению» у 100 % (15 человек) наблюдается не выраженность делинквентных тенденций, а также у них повысился уровень социального контроля.
По опроснику А. Басса – А. Дарки: у подростков снизился уровень проявления агрессивности, раздражения. Более 50 % подростков показали результаты среднего уровня. По сравнению с первичной диагностикой, повторная диагностика показала уменьшение числа детей с высоким уровнем агрессивности и увеличение - со кроме того средним уровнем.
По результатам проведенной коррекционной работы, при повторном проведении диагностики по методике «ДАП-П», видно, что подростки, у которых была кроме того отмечена высокая склонность к девиантному поведению, перешли в категорию значительной предрасположенности к девиантному поведению. Стоит отметить, что результаты подростков приблизились к значениям низкой склонности к девиантному поведению.
Достоверность кроме того полученных результатов подтверждена с помощью метода математической статистики - Т-критерия Вилкоксона. В экспериментальной группе получены достоверно преобладающие по интенсивности положительные сдвиги на кроме того уровне значимости (p≤ 0,01) по методике «ДАП-П». Следовательно, психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения старших подростков оказалась эффективной
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека