Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Изучение возможности использования «Теста руки» для изучения агрессивности
Введение 3
1. Основные особенности природы и структуры агрессии в отечественной и зарубежной литературе 5
1.1. Теоретический обзор изучения агрессии в психологии 5
1.2. Формы агрессивного поведения 13
1.3. Методика диагностики агрессивности 17
2. Эмпирическое исследование изучения агрессивности с использованием «Теста руки» и методики Басса- Дарки 21
2.1. Цель и задачи эмпирического исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Проблема диагностики агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в общественных местах и даже дома, в окружении родных и близких. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному выводу не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы её усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Наибольшее воздействие на человека агрессия оказывает в период становления личности, особенно в кризисные периоды, когда личность является весьма ранимой. В становлении личности агрессия играет пагубную роль, превращая её либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее формирование всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергии, бронхиальной астме и т.д. В целом же собственно агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, обостряютего тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку, нарушают его взаимоотношения в коллективе, приводят к устойчивой, социальной дезадаптации.
Все это указывает на немаловажность своевременного проведения диагностики данной формы отклоняющегося поведения в целях предупреждения связанных с нею психологических проблем личности и при необходимости оказания эффективной психологической помощи.
Цель: изучить возможности использования «Теста руки» для изучения агрессивности.
Объект исследования: агрессивность.
Предмет исследования: изучение возможности использования «Теста руки» для изучения агрессивности.
Гипотеза исследования: методика «Тест руки» позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать открытое агрессивное поведение.
Задачи:
1. Провести обзорный анализ литературы по проблеме диагностики агрессивности.
2. Провести диагностику агрессивности с использованием «Теста руки» и сделать анализ результатов.
3. Сделать выводы о целесообразности использования «Теста руки» для диагностики агрессивности.
Таким образом, исходя из заданной цели исследования, в данной курсовой работе была изучена возможность использования «Теста руки» для изучения агрессивности.
Следуя задачам, поставленным во введении работы, можно подвести основные выводы:
Обзор литературы в теоретической части работы показал то, что единой точки зрения на причины агрессивности нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. На агрессивность в личностных характеристиках оказывает заметную роль возрастные особенности человека (в особенности в детском и подростковом возрасте), социальные и биологические факторы и многое другое. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость.
Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Вместе с тем на развитие агрессивности могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки.
Проективный метод, такой как «Тест руки» Э. Вагнера особенно полезен для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывает испытуемым интерес исследователя. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов.
В ходе исследования мы проследили признаки агрессивности. Ими являются: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, мотивационная агрессия.
Результаты проведения «Теста руки» Э. Вагнера оценивались по формулам и нахождению коэффициента К. В итоге мы имеем показатели К>1 у 30% испытуемых и К<1 у 40% испытуемых. На этом основании, можно сделать вывод о том, что у 30% обследуемых агрессивность обнаруживается как тенденция или реальность поведения. 40% испытуемых не являются агрессивно устремленными. Агрессивность может существовать потенциально в формах страха, зависимости.
С помощью теста – опросника Басса-Дарки также выявили агрессивность испытуемых. Ответы оценивались по шкалам: физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия. Нашли индекс агрессивности. Нормой агрессивности является от 17-21 б. Следовательно, у 10% испытуемых норма агрессивности 19 б. У 30% агрессивность выше нормы 24 б., т.е. это агрессивность при которой личность может стать конфликтной. У 60% испытуемых агрессивность ниже нормы – от 8-17 б. У этого процента испытуемых отсутствует агрессивность, которая может приводить к пассивности, ведомости, конформности.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека