Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Коррекция мышления у детей младшего школьного возраста
Глава 1. Психолого - педагогические условия коррекция мышления у детей младшего школьного возраста…………………….………………..………….6
1.1 Сущность понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………..…….6
1.2. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..10
1.3. Психолого - педагогические условия коррекции мышления у детей младшего школьного возраста……………………….…………..…..…16
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….21
Глава 2. Практико - ориентированное осмысление исследования коррекции мышления у детей младшего школьного возраста …………………….……21
2.1. Выявление уровня сформированности мышления у детей младшего школьного возраста …………………………………………..……29
2.2. Методические рекомендации по коррекции мышления у детей младшего школьного возраста ………………………………….…………….28
Вывод по 2 главе……………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………....48
Приложение
Актуальность исследования. Главной целью системы школьного образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества. Основным условием формирования личности является развитие психической деятельности ребенка, развитие его мышления. Мышление человека, представляя собой, процесс познавательной деятельности, характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям - результат творческого мышления.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств
Поэтому школа в настоящее время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию.
Вопросы формирования мышления младших школьников в процессе обучения исследовались Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, М.Н. Шардаковым и др.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы достаточно убедительно свидетельствует о том, что накоплен большой материал по развитию мышления учащихся. В то же время учителя испытывают трудности в работе по развитию мышления у детей младшего школьного возраста. В связи с этим требуется дополнительное рассмотрение вопроса о психолого-педагогических условиях, направленных на коррекцию мышления младших школьников.
Таким образом, анализ научных исследований демонстрирует, что в настоящее время сложилось объективно существующее противоречие между необходимостью развития мышления у обучающихся и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий процесса коррекции мышления у детей младшего школьного возраста .
Недостаточная разработанность темы, ее практическая значимость определили проблему данного исследования – каковы психолого-педагогические педагогические условия коррекции мышления младших школьников.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы переопределило тему исследования: «Коррекция мышления у детей младшего школьного возраста».
Объектом исследования является процесс коррекции мышления у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступают психолого - педагогические условия, способствующие коррекции мышления у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого -педагогические условия, способствующие коррекции мышления у детей младшего школьного возраста.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого–педагогическую, методическую, литературу по проблеме, раскрыть сущность основных понятий исследования.
2. Определить критерии, показатели и уровни развития мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста.
4. Реализовать педагогические условия, способствующие коррекции мышления у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс коррекции мышления у детей младшего школьного возраста будет протекать наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование разных типов нестандартных задач;
-использование исследовательской деятельности.
Для решения задач и подтверждения гипотезы предлагается использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапа.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Базой для проведения и обоснования выдвинутых условий опытно-экспериментальной работы по данной теме явилась Средняя Общеобразовательная школа № 3 Имени А. А. Потапова, г. Череповец. В исследовании принимали участие учащиеся 2 -го «А» класса в количестве 15 человек.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.
Мышление – это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Различают мышление теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Существует три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учеб¬ной программой. К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности.
Педагогическими условиями коррекции мышления младших школьников являются: использование разных типов нестандартных задач; использование исследовательской деятельности.
Во второй части курсовой работы было предпринято практико - ориентированное осмысление исследования по коррекции мышления у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе (констатирующем), были подобраны диагностические методики; выявлен уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста
Проведенная диагностическая программа позволила выявить, что в данной группе высоким уровнем развития мышления обладает 7% детей (1 чел). Средний уровень развития исследуемого качества личности составляет 33 %, (5 чел.). Низкий уровень развития мышления, присутствует у 60 %, (9 чел.).
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в обследуемой выборке доминирует низкий уровень развития мышления. Данные эксперимента свидетельствуют о необходимости коррекции мышления младших школьников. Для этого на этапе формирующего этапа нами была разработана коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие мышления младших школьников.
Программа была составлена с учетом педагогических условий, способствующих развитию мышления младших школьников.
Таким образом, эффективность коррекции мышления младших школьников будет проходить успешно при соблюдении следующих педагогических условий: использование разных типов нестандартных задач; использование исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования полностью доказана, поставленные задачи выполнены.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека