Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Морфологические средства выражения концепта «время» в современном поэтическом дискурсе
Введение 4
ГЛАВА I. Теоретические основы выражения концепта «время» в современном поэтическом дискурсе 7
1.1. «Время» как морфологически передаваемый концепт 7
1.2. Картина мира 12
1.3. Языковая и концептуальная картина мира 13
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. Концепт «время» в произведениях Марины Цветаевой 21
2.1. Морфологическая категория времени как средство репрезентации концептуального содержания 21
2.2. Концепт «время»: окказиональные морфологические репрезентации в произведениях М. Цветаевой 23
Выводы по второй главе 27
Заключение 29
Список используемых источников 31
Приложение. Проанализированный текстовый источник 34
Репрезентация концептуального содержания на уровне выражения предикативных отношений осуществляется с помощью глагольных морфологических категорий лица, времени и наклонения. Они репрезентируют концепты «время», «отношение». Актуальность данного исследования обусловлена тем, что оно время оказывается одним из наиболее сложных концептов в концептуальной системе.
Степень изученности темы исследования. Изучением отдельных аспектов проблемы морфологических средств выражения концепта «время» в современном поэтическом дискурсе посвящены работы многих как зарубежных, так и отечественных учёных: В. фон Гумбольдта, М. Хайдеггера, А.А. Потебни, Э. Сепира, Б. Уорфа, М. Минского, Ч. Филлмора, Дж. Лакоффа, Р.И. Павилёниса, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, Е.С. Кубряковой, С.А. Аскольдова, В.В. Колесова и многих других.
Источниковая база исследования:
- Научно-исследовательские труды, в которых разработаны различные аспекты теории концепта «время» в целом (С.А. Аскольдов-Алексеев, М. Д. Ахундов, Н.А. Беседина Н.Н. Болдырев, Л.М. Босова, Г.В. Колшанский, О.А. Корнилов и др.) и идиостиля Марины Цветаевой – в частности (А.Н. Безруков).
- Прикладной языковой материал: произведения Марины Цветаевой; статьи лексикографических источников.
Цель работы – выявить основные морфологические средства выражения концепта «время» в современном поэтическом дискурсе.
Указанная цель определила постановку исследовательских задач:
- охарактеризовать «время» как морфологически передаваемый концепт;
- исследовать морфологическую категорию времени как средство репрезентации концептуального содержания;
- проанализировать концепт «время»: окказиональные морфологические репрезентации в произведениях М. Цветаевой.
Объектом исследования являются произведения М. Цветаевой.
Предметом исследования стали морфологические средства выражения концепта «время» в современном поэтическом дискурсе.
Хронологические рамки исследования. В рамках данной курсовой работы исследуется языковой материал, представленный в поэтическом дискурсе М. Цветаевой (1994 г.).
Основными методами исследования послужили: метод сплошной выборки языковых единиц, описательный метод, метод концептуального анализа с элементами компонентного и структурно-семантического анализа.
Теоретическая ценность и практическая значимость исследования. В работе проведено обобщение подходов к «времени» как морфологически передаваемому концепту. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в преподавании курсов по лексикологии, филологическому анализу текста и стилистике в вузе. Полученные результаты могут быть использованы и преподавателями русского языка как иностранного, и учителями в средней общеобразовательной школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Во Введении нами обозначен методологический аппарат исследования.
В первой главе охарактеризовано «время» как морфологически передаваемый концепт.
Во второй главе проведено исследование морфологической категории времени как средства репрезентации концептуального содержания, а также проанализирован концепт «время»: окказиональные морфологические репрезентации в произведениях М. Цветаевой.
В Заключении работы подводятся итоги исследования, даются основные его выводы, обозначаются перспективы исследования.
Список используемых источников работы содержит перечень изученной нами научно-исследовательской и учебно-методической литературы.
В Приложении указан проанализированный в курсовой работе текстовый источник.
Объем работы составляет 34 страницы.
Термин «концепт» охватывает всю совокупность знаний человека о каком-либо объекте или явлении и всю совокупность языковых средств способных выразить это знание. Некая модель мира или формирование представлений о мире в сознании человека образуется при помощи протекание процессов категоризации и концептуализации. То есть протекание процессов категоризации и концептуализации образуют «Картину мира». С.А. Аскольдов был одним из первых исследователей концептов. Он считал, что концепт — это мыслительное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода. Термин «концепт» находит широкое применение в различных областях лингвистической науки. Он вошел в понятийный аппарат не только лингвокультурологии, но и когнитивистики и семантики.
Концепт «время» охватывает огромный пласт знаний человека о мире. Он входит в основу всего мировосприятия. Концепт время рассматривают не только со стороны лингвистики, а также физики, философии, психологии.
Картина мира не является зеркальным отражением реальной действительности, она находиться в сознании человека. Картина мира приобретаема и подвержена постоянному изменению. картина мира – это результат переработки знаний о человеке и среде. Картина мира имеет следующую структуру: она состоит из концептуальной картины мира и языковой. У каждого народа своя языковая картина мира, так называемая, национальная языковая картина мира, которая несет в себе информацию об особенностях национального менталитета и о коллективном национальном сознании этноса.
На наш взгляд, наиболее естественно и объемно процесс концептуализации лирического художественного мира наблюдается в поэтическом наследии Марины Цветаевой. В раскладке уровневого состава языка Цветаевой – фонетика, лексика, синтаксис – происходит не столько манифестация концептов как явлений синтеза, сколько приоритетная выборка – сознательно/бессознательно – путей постижения человеческого существования и наличной природы.
Некоей консолидацией цельности мира, миропорядка у Марины Цветаевой является концепт время. Время дробится в наследии поэта на объективное и субъективное.
Картина мира в поэзии Марины Цветаевой является органичным синтезом множества различных/разнородных элементов, составляющих особенности ее стиля. Концепт время, вместе с ним сопутствующего пространства позволяет автору передать весь тончайший эстетический смысл творчества: достижение гармоничного, преодоление сиюминутного. Все, что использует Цветаева, не является самоцелью, для нее главное направлять читателя на понимание глубины онтологических проблем. Задача читателя извлечь максимальный экспрессивный, эмоциональный, метафизический эффект.
Перспективными направлениями исследования является анализ морфологических средств выражения концепта «время» в современном поэтическом дискурсе на примере произведений других авторов.
Подобные работы
- Абсолютные деепричастные конструкции в авиационно-технических текстах на английском языке и способы их перевода на русский
- Английский и американский юмор в аспекте двух лингвокультур
- Военный жаргон
- Грамматические особенности перевода текстов авиационной тематики
- Диалектизмы и их функционирование в англоязычной прозе
- Иноязычные заимствования в английском языке
- Интерактивная организация диалогового взаимодействия женщин и мужчин в межкультурном общении представителей англоязычной, франкоязычной, русскоязычной культур
- Классификация и функционирование эпитетов в современной англоязычной прозе
- Лингвистические особенности коммуникации поколения миллениалов и зумеров в англоязычном интернет-пространстве
- Лингвокультурные концепты как инструменты формирования национально-культурной ментальности