Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Образ вуза в восприятии студентов и абитуриентов
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты мотивов выбора будущей профессии ………………... 6
1.1. Сущность выбора будущей профессии…………………………………….. 6
1.2. Профессиональное самоопределение и готовность студентов к профессиональной деятельности………………………………………………….. 14
2. Эмпирическое исследование мотивов выбора будущей профессии студентами………………………………………………………………………….. 21
2.1. Методика организации исследования…………………………………….. 21
2.2. Анализ мотивов выбора будущей профессии студентами……………… 28
Заключение…………………………………………………………………………. 41
Список использованной литературы……………………………………………… 44
Одно из самых важных решений в жизни человека – это решение о выборе профессии, ведь выбор профессии является судьбоносным. Мы часто задаёмся вопросами: «Что именно нас ждет в будущем?», «Как повлияет выбранная профессия на нашу жизнь?», «Стоит ли полагаться на советы знакомых?», «Или сделать всё так, как говорят родители?», «И что важней? Престижная работа или дело по душе?». Подобные мысли крутятся в голове у каждого старшеклассника, а порой и у студентов, которые пытаются определиться в самостоятельной взрослой жизни.
Это первое, и очень важное решение в жизни молодежи, поэтому стоит подойти к нему самостоятельно и грамотно обдумав, полагаясь на свои индивидуальные качества, знания о профессиях и на представление будущего мира, то есть на то, что сейчас развивается, и к чему стремятся люди.
На сегодняшний день деловой и профессиональный мир очень нуж¬дается в энергичных инициативных специалистах, которые готовы обдуманно принять самостоятельные решения, а так же нести за их ответственность, способны реализовать себя в изменяющихся социально-экономи¬ческих условиях.
Проблема профессиональной мотивации в наше время очень важна. Ведь именно в ней неким образом отражаются основные моменты взаимодействия индивида и общества, где процесс образования является приоритетным.
Над проблемой профессионального самоопределения задумывались ещё древние мыслители, такие как: Кант, Платон, Аристотель, Декарт, Гегель, Ницше и др. Они писали, о присуще молодежи совершать ошибки, но нацелиться на решение проблем и идти строго поставленному пути. Аристотель говорил: «Юность легкомысленная и чрезмерно оптимистична, но главное - она переполнена надеждой и уверена в будущем, стремится к нему, не довольствуясь прошлым и настоящим».
Один из важных периодов жизни человека – это студенческий. В исследованиях Реана А.А., Ананьева Б.Г., Кулюткина Ю.Н., Кузьминой Н.В., Степановой Е.И., и в работах В.А. Якунина В.А., Сластенина В.А., а так же других находится большой эмпирический материал наблюдений, результатов экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.
К проблеме профессионального самоопределения молодёжи относится ряд факторов, это влияние родителей, мнение друзей и учителей, самооценка, а так же мотивация. Проблема мотивации и мотивов поведения – является основной в процессе выбора профессии. Многих учёных заинтересовала эта тема, именно по этому, ей посвящено огромное количество публикаций, среди них работы Додонова Б.И., Асеева В.Г., Вилюнаса В.К., Васильева И.А., Мерлина В.С, Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Петражицкого Л.И., Якобсона П.М.; а также зарубежных авторов: Аткинсона Д.В., Клейнбека У., Маслоу А.Г., Хекхаузена Х., Халла Д. и др.
Актуальность курсового проекта заключатся в том, что проблема выбора будущей профессии молодежью в настоящее время приобретает важное значение, так как отношение к будущей профессии - это сильная и эффективная мотивация, и она является очень важным фактором.
Цель курсового проекта: изучение выбора будущей проф ессии молодёжью.
Объект курсового прое кта: процесс выбора будущей профессии молодёжью. Предмет курсового проекта: мотивы выбора будущей профессии молодёжью.
Гипотеза курсового проекта – в процессе профессионального определения молодёжью движет мотивация и влияние окружающих; получая образование в ВУЗе, часто меняются ценности и приоритеты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты мотивов выбора будущей профессии;
- провести эмпирическое исследование мотивов выбора будущей профессии студентами.
Чтобы решить поставленные задачи, мы использовала опросник ценностей Милтона Рокича и, составленную мною, анкету для студентов.
По результатам теоретического и эмпирического исследования, проведённого в рамках данной работы, мы пришли к следующим выводам.
При решении первой задачи исследования раскрыты теоретические аспекты мотивов выбора будущей профессии. При этом мы пришли к убеждению, что правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.
При решении второй задачи исследования мы провели эмпирическое исследование мотивов выбора будущей профессии студентами.
В исследовании приняли участие 20 студентов 1 курса и 5 студентов 4 курса факультета «Туризма, сервиса и спорта» Сочинского Государственного Университета.
Для исследования мотивов выбора будущей профессии студентами мы использовали опросник ценностей Милтона Рокича и, составленную нами, анкету для студентов.
Нами были выявлены статистически значимые различия в следующих терминальных ценностных ориентациях: счастье других, здоровье, красота природы и искусства. В инструментальных ценностных ориентациях: непримиримость к недостаткам других, рационализм, высокие запросы, аккуратность.
Далее, мы проанализировали иерархию ценностных ориентаций, с этой целью ценностные ориентации были проранжированы.
В результате построения иерархии ценностных ориентаций определили, что у студентов 1 курса первые места в терминальных ценностях занимают такие ценности как: наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов 5 курса: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. Наименее значимыми ценностями для студентов 1 курса явились: продуктивная жизнь, познание, счастье других, творчество, красота природы и искусства. Для студентов 5 курса: творчество, общественное признание, развлечение, счастье других, красота природы и искусства.
В инструментальных ценностных ориентаций студентов 1 курса показали большую ориентированность на такие ценности как: аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, ответственность, независимость. Студенты 5 курса: жизнерадостность, независимость, образованность, воспитанность, честность. Малоценными для студентов 1 курса представляются такие ценности как: эффективность в делах, высокие запросы, широта взглядов, рационализм, непримиримость к недостаткам других.
По результатам анкетирования выявлено, что для студентов, как первого, так и пятого курсов важна возможность карьерного роста, и престиж своей профессии.
Таким образом, нами подтверждена гипотеза исследования, что в процессе профессионального определения молодёжью движет мотивация и влияние окружающих и, получая образование в ВУЗе, часто меняются ценности и приоритеты. Эмпирическим путем мы выявили, что у студентов первого и пятого курсов разные ценности и приоритеты.
Итак, в ходе выполнения курсового проекта, нами были решены все поставленные ранее задачи, соответственно цель работы достигнута.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека