Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Оценка убедительности односторонних и двухсторонних информационных сообщений
Введение 3
1. Исследовательские подходы в «школе убеждающей коммуникации» 5
1.1. Модель К. Ховланда 5
1.2. Когнитивный подход к процессу убеждения 10
2. Анализ аргументации и контраргументации информационных сообщений 16
2.1. Сущность односторонних и двухсторонних информационных сообщений 16
2.2. Оценка убедительности статьи Владимира Ягутяна «Проблемы выбора» 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
В современном мире проблема создания убедительной коммуникации является весьма актуальной. Уровень развития информационных технологий диктует необходимость уметь не только информировать аудиторию, но и наполнить сообщение достаточным числом нужных аргументов с тем, чтобы именно эта информация вызывала доверие общественности. Острая необходимость решения этой проблемы дала толчок к началу исследований с целью выявления ключевых признаков, характеризующих убедительную коммуникацию.
Большой вклад в развитие этой области науки внес К. Ховланд, американский психолог, проводивший исследования идеологических коммуникаций и изменения установок, в частности во время Второй мировой войны в рамках руководимого им военного экспериментального сектора в США. Цели исследований (с опорой на бихевиоризм и теорию научения) - выявить важные составляющие процесса изменения социальных установок и провести опыты с происходящими изменениями.
Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений.
Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель работы – провести оценку убедительности односторонних и двухсторонних информационных сообщений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть исследовательские подходы в «школе убеждающей коммуникации»;
- провести анализ аргументации и контраргументации информационных сообщений.
Объектом исследования является оценка убедительности односторонних и двухсторонних информационных сообщений.
Предмет исследования - исследовательские подходы в «школе убеждающей коммуникации».
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение. Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Каждый человек устроен таким образом, что все его мысли, чувства и поведение являются результатом длительного коммуникационного процесса с обществом. Интересно, что этот процесс длится всю его сознательную жизнь независимо от возраста, пола и социального статуса. Существует множество факторов, которые влияют на изменение предубеждений реципиента. Этот процесс можно отследить с помощью известных моделей убеждения.
Модель Ховланд подразумевает, что мнение реципиента должно совпадать с мнением коммуникатора. Авторы теории утверждают, что у каждого человека есть так называемый латтитюд. Латтитюд – это мнение или убеждение человека по отношению к какому-либо социальному объекту. Он может быть разделён на латтитюд принятия и латтитюд отвержения. В первом случае – это все возможные для человека мнения об объекте, а во втором случае – это вовсе неприемлемые точки зрения для того же человека. Если говорить об убеждающей коммуникации, то сообщение сможет поменять аттитюд реципиента только в том случае, если оно попадёт в латтитюд принятия. Таким образом, если мнения об одном объекте у реципиента и коммуникатора разные, то у первого, скорее всего, аттитюд останется без изменений.
По способу представления аргументов различают так называемые «односторонние» и «двусторонние» сообщения.
«Одностороннее сообщение»— это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны в случае, когда объект психологического воздействия не испытывает враждебных чувств по отношению к источнику информации и вдобавок отличается низким уровнем образования. Объект в этом случае способен относительно легко принять точку зрения источника информации. «Одностороннее сообщение» можно также использовать для убеждающего воздействия на людей, имеющих разный образовательный уровень.
«Двустороннее сообщение»содержит как аргументы источника информации, так и контраргументы противника, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений.
«Двустороннее сообщение» ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок. «Двустороннее сообщение» в то же время как бы упреждает аргументацию противника и создает предпосылку для выработки определенного иммунитета против нее.
Подводя итоги в исследовании моделей убеждения, необходимо отметить, что каждая из моделей по своему уникальна и полезна в общей картине. Изучив их, можно понять, как и с какой целью направлено воздействие, какова реакция на это воздействие, какими путями нужно следовать, чтобы убедить того или иного реципиента, а также узнать каким образом интеллект и установки человека влияют на то, какими методами нужно руководствоваться, чтобы повлиять на собеседника.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека