Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Организация и содержание физического воспитания младшего школьника с задержкой психического развития
Введение 3
1. Общая характеристика задержки психического развития у детей 5
1.1. Сущность и формы задержки психического развития у детей 5
1.2. Психофизическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 10
1.3. Принципы адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
2. Разработка программы физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития 22
2.1. Констатирующий этап исследования 22
2.2. Программа физического воспитания младшего школьника с задержкой психического развития 28
2.3. Контрольный этап исследования. Оценка эффективности авторской программы физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития 35
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 50
В настоящее время в России количество школьников с отклонениями в состоянии здоровья не уменьшается, а постоянно возрастает. В это число попадает большая группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) Количество детей данной категории за последние десятилетия значительно увеличилось, и эта проблема приобрела особую остроту не только в нашей стране, но и за рубежом. При этом адаптации младшего школьника с задержкой психического развития к внешним условиям способствует физическое воспитание.
Физическая культура в специальных учреждениях для детей с ЗПР оказывает большую помощь учащимся и в занятиях по другим предметам. Доказано, например, что у регулярно занимающихся физическими упражнениями детей с ЗПР значительно выше работоспособность, меньше утомляемость и даже лучше успеваемость.
Физическое воспитание является неотъемлемой частью формирования личности. Качественное обновление базового содержания физического воспитания предусматривает дальнейшее укрепление дидактических, мотивационных, нравственно-эстетических основ преподавания, формирования и развитие личностных качеств учащихся с целью обучения физическому совершенствованию.
Физическая культура - одна из сторон культуры общества, охватывающая всё, что связано с физическим совершенствованием людей. Это физическое воспитание и подготовка подрастающего и взрослого населения к разным видам общественно полезного труда. Важнейшей задачей физического воспитания является содействие разностороннему гармоническому физическому развитию людей.
Во время физических упражнений от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов. Систематическое занятие физическими упражнениями устанавливает рефлекторные связи между работающими мышцами и ЦНС.
Поэтому физическое воспитание является важным разделом всего процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
Цель курсовой работы: проанализировать организацию и содержание физического воспитания младшего школьника с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику задержки психического развития у детей;
- разработать программу физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития;
- провести оценку эффективности авторской программы физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: организация и содержание физического воспитания младшего школьника с задержкой психического развития.
Задержка психического развития характеризуется замедленным темпом созревания психических и психомоторных функций и отражается на незрелости личности в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, а также познавательных способностей мозга: памяти, внимании, мышлении. Отставание детей с ЗПР от сверстников проявляется в недостаточной сформированности всех мыслительных операций: анализе, синтезе, обобщении, классификации, переноса, абстракции. Но нарушения эти негрубые, носят компенсаторный характер и имеют обратное развитие.
В школе для детей с задержкой психического развития необходимо правильно организованная работа по физвоспитанию. Большую роль играет процесс физвоспитания для ребенка с ЗПР младшего школьного возраста, потому что именно в этом возрасте организм ребенка наиболее пластичен и индивидуальная работа с ним позволяет устроить имеющиеся недостатки в физическом развитии, повысить сопротивляемость организма к заболевания и т.д.
Дети с недостатками умственного развития, систематически занимающиеся физкультурой, становятся не только здоровее, крепче и закаленней, но и самостоятельной, решительной, смелее, более настойчивыми при достижении конечной цели, они легче входят в любой детский коллектив и успешнее осваивают трудовые навыки.
Результативность коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков моторики у детей с ЗПР зависит от работы и подготовки к работе учителя по физической культуре. Поэтому в процессе работы педагог должен руководствоваться как общими принципами организации занятий по физической культуре в определенной возрастной группе, так и психологическими и физиологическими особенностями ребенка с задержкой психического развития.
Во время констатирующего исследования выявлено, что 84% детей с задержкой психического развития имеют различные соматические заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, нарушение осанки в сагиттальной и фронтальной плоскости, плоскостопие, дисплазия тазобедренного сустава, деформацию нижних конечностей).
Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность предложенной физреабилитационной программы для детей данной категории из экспериментальной группы на фоне улучшения состояния здоровья и роста всех показателей психофизического развития, исследовались. Так, в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, которые часто болеют 23%, в контрольной - на 0%, страдающих болезнями дыхательной системы в экспериментальной группе на 30%, в контрольной лишь на 8%. Состояние осанки в сагиттальной плоскости улучшилось у детей экспериментальной группы на 23%, у детей контрольной на 0%, во фронтальной плоскости у детей экспериментальной группы на 8%, у детей контрольной группы на 8%.
Разработанная физреабилитационная программа способствовала коррекции психофизического развития детей данной категории из экспериментальной группы. Так у них улучшились качества внимания, процессы памяти, мышления, и уровень развития речи, мелкой моторики, статической координации движений.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека