Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Организация коррекционной работы для детей дошкольного возраста в государственных учреждениях
Введение 3
Глава 1 Коррекционная работа как направление деятельности практического психолога 5
1.1. Понятие и виды коррекционной работы 5
1.2. Особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста 11
1.3. Коррекция задержки психического развития в дошкольном возрасте 18
Глава 2. Организация коррекционной работы в государственных учреждениях Нальчика 22
2.1. Психологическая работа в «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» 22
2.2. Коррекционная работа в МУЧ ДС №25 «Золотой орешек» 27
2.3. Коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с задержкой психологического развития 28
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Трудности детей с задержкой психического развития связаны, прежде всего, с социальной адаптацией и обучением.
У каждого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки изодеятельности, лепки, аппликации, конструировании. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукоподражаниями. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь, значительно снижена. Они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
Коррекционные воздействия должны соответствовать основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения. Вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
В качестве отправных использованы принципиальные теоретические положения, сформулированные в трудах основоположников советской психологии и ведущих современных психологов: Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. П. Лурия, А. А. Смирнова, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. И. Божович, В. И. Лубовского, Н. А. Менчинской, З. И. Калмыковой, М. И. Лисиной, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной и других.
Проблема исследования состоит в определении теоретических и практических аспектов коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР и выявление эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы.
Объектом исследования является процесс развития дошкольников.
Предмет исследования: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить на теоретическом и практическом уровне аспекты коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- провести исследование организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- охарактеризовать консультации и упражнения с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
- эмпирические: наблюдение, беседа, изучение продуктов творческой деятельности детей, изучение документации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Таким образом, изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности. Последняя проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности детей с ЗПР. Это изучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков.
Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека