Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Основные положения теории интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже
Введение 3
1. Теоретические аспекты основных положений теории интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже 4
1.1. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже 4
1.2. Интеллектуальное развитие ребенка по Пиаже: периодизация, факторы и стадии 12
1.3. Критический анализ теории интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания.
Учение Пиаже, на наш взгляд, - высшее достижение психологии XX века. Известен парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Предмет исследования – интеллектуальное развития ребёнка.
Объект исследования – теория интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже.
Цель работы – исследовать основные положения теории интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже.
Задачи:
- раскрыть ключевые понятия концепции Ж. Пиаже;
- исследовать интеллектуальное развитие ребенка по Пиаже: периодизация, факторы и стадии;
- провести критический анализ теории интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже.
Теория интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже - довольно удобная система, позволяющая отследить интеллектуальное развитие любого ребенка. Великий швейцарский психолог позволил нам взглянуть по-новому на интеллектуальное развитие детей.
Благодаря наблюдениям за своими детьми Пиаже разработал сценарную теорию интеллектуального развития, которая включала четыре различных этапа: сенсомоторный этап: рождение и детство до 2 лет; предоперациональная стадия: возраст от 2 до 7 лет; этап конкретных операций: от 7 до 11 лет; формально-логический этап: возраст 12 лет и выше.
Сенсормоторный этап (от рождения до 2 лет). Младенец познает мир своими движениями и ощущениями. Дети узнают о мире посредством основных действий, таких как сосание, схватывание, поиск и прослушивание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, хотя они не могут быть замечены (вопрос постоянства объекта). Они - отдельные существа от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире. Именно на сенсомоторном этапе дети переживают период резкого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своей средой, они постоянно делают новые открытия о том, как работает мир. Интеллектуальное развитие, которое происходит в этот период, длится в течение относительно короткого периода времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба, они также много узнают о языке от людей, с которыми взаимодействуют. Пиаже также разделил этот этап на несколько разных подпунктов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.
Предоперациональный этап (от 2 до 7 лет). Дети начинают мыслить символически и учатся использовать слова и рисунки для представления объектов. Дети на этом этапе, как правило, эгоцентричны и борются за то, чтобы видеть вещи с точки зрения других. В то время как они учатся лучше обращаться с языком и мышлением, они все же склонны думать о вещах в очень конкретных терминах. Основы развития языка, возможно, были заложены на предыдущем этапе, но именно появление языка является одним из основных признаков этой стадии развития. Так говорит нам периодизация Пиаже. На этом этапе дети учатся притворяться, но все еще борются с логикой и с точкой зрения других людей. Они также часто борются с пониманием идеи постоянства. Например, взрослый может взять кусок глины, разделить его на две равные части, а затем дать ребенку выбор между двумя кусками глины, чтобы играть. Один кусок глины свернут в компактный шар, а другой разбит на плоскую форму блина. Так как плоская форма выглядит больше, потому предоперациональный ребенок, скорее всего, выберет именно этот кусок, даже если две части имеют одинаковый размер.
Этап конкретных операций (от 7 до 11 лет). На этом этапе дети начинают логически мыслить о конкретных событиях. Они начинают понимать концепцию сохранения - что количество жидкости в короткой широкой чашке равно, например, количеству в высоком, тонком стакане. Их мышление становится более логичным и организованным, но все же очень конкретным. Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждать от конкретной информации к общему принципу. Хотя дети все еще слишком конкретны и буквальны в своем мышлении на данном этапе развития, они становятся намного более искусными в использовании логики. Эгоцентризм на предыдущем этапе начинает исчезать, когда дети начинают задумываться о том, как другие люди могут рассматривать ситуацию. Но этим возрастная периодизация Пиаже, естественно, не исчерпывается. Хотя мышление становится более логичным в конкретном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этом этапе развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими понятиями. На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Дети на конкретном операционном этапе также начинают понимать, что их мысли уникальны для них и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения. Тем не менее ключевым является все же следующий этап возрастной периодизации Пиаже.
Формально-логический этап (12 лет и выше). На этом этапе подросток начинает мыслить абстрактно и рассуждать о гипотетических проблемах. Возникает абстрактная мысль. Подростки начинают больше думать о нравственных, философских, этических, социальных и политических проблемах, требующих теоретических и абстрактных рассуждений. Начинают использовать дедуктивную логику или рассуждать по общему принципу для конкретной информации. Заключительный этап теории Пиаже предполагает увеличение логики, умение использовать дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей. Дети становятся способными видеть многочисленные потенциальные решения проблем и более научно рассуждать о мире вокруг них. На этом этапе периодизация интеллектуального развития Пиаже начинает более всего соответствовать своему названию. Способность думать об абстрактных идеях и ситуациях является ключевым отличием формальной логической стадии когнитивного развития. Способность систематически планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также являются критическими способностями, которые возникают на этом этапе.
Таким образом, теория интеллектуального развития Пиаже помогла психологам углубить понимание интеллектуального роста детей. Он также подчеркнул, что дети не только являются пассивными получателями знаний. Они постоянно исследуют и экспериментируют, создавая свое понимание того, как работает мир.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека