Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Молодежь и молодежные консолидации в контексте социокультурной динамики 6
1.2. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения молодежи 11
1.3. Методология исследования девиантного поведения российской молодежи 19
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 28
2.1. Основные направления государственной политики по профилактике девиантного поведения молодежи 28
2.2. Сущность, особенности разработки и внедрения авторских инновационных технологий в профилактике молодежных девиаций 34
2.3. Перспективы профилактики девиации молодого поколения в РФ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность исследования проблемы девиантного поведения молодежи обусловлена своеобразием современного этапа развития российского общества и характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах социальной жизни. Динамизм социальных процессов, возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес науки и практики к вопросам изучения социальных отклонений и профилактики девиантного поведения. Особое значение при этом следует уделять исследованию негативных отклонений в поведении молодежи.
Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и возрастного развития, который актуализируется у молодежи и снижается в юношеском возрасте. Однако, девиантное поведение осознается далеко не каждым представителем молодежного возраста, и прочная возможность противостояния окружающей действительности негативно влияет на личностное развитие.
В целом, актуальность проблемы изучения особенностей девиантного поведения российской молодежи обусловлена изменением характера интеграции молодежи в структуры переходного общества, с одной стороны и изменением характеристик социальной реальности данной социально-демографической группы, с другой.
Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях данного вопроса.
Изучение проблемы девиантного поведения лежит в основе ряда методологических подходов и представлено в трудах А. Адлера, А. Бандуры, Э. Дюргейма, Р.К. Мертона, З. Фрейда, Э.Э. Эриксона, B.C. Афанасьева, М.А. Галагузовой, Я.И. Гилинского, В.П. Казимирчука, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцева, Б.М. Левина, А.Р. Лурия, М.Е. Поздняковой и др. Девиантное поведение как нарушение процесса социализации молодежи рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, A.B. Мудрик, И.А. Невский и др.
Объект исследования – девиантное поведение молодежи.
Предмет исследования – особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях.
Цель исследования – проанализировать особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях.
Задачи исследования:
- охарактеризовать молодежь и молодежные консолидации в контексте социокультурной динамики;
- проанализировать теоретические подходы к анализу девиантного поведения молодежи;
- охарактеризовать методологию исследования девиантного поведения российской молодежи;
- исследовать основные направления государственной политики по профилактике девиантного поведения молодежи;
- раскрыть сущность, особенности разработки и внедрения авторских инновационных технологий в профилактике молодежных девиаций;
- проанализировать перспективы профилактики девиации молодого поколения в РФ.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, включающих в себя: анализ литературы по теме исследовательской работы, анализ и синтез полученных результатов.
Методологическая основа исследования:
- подходы к определению девиантного поведения в рамках психологического подхода (З. Фрейд, С.А. Беличева, М.А. Ковальчук, А.В. Петровская, В.И. Слободчикова) и социологического подхода (Э. Дюргейм, А. Коэн, Н.В. Губин, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн);
- представления о сути подросткового кризиса (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Личко, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);
- взгляды на индивидуальные, социально-психологические, личностные и социальные факторы девиантного поведения молодежи (С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, А.Ю. Егоров, Е.В. Змановскв, С.А. Игумнов, Ю.А. Клейберг, Л.Б. Шнейдер);
- подходы к классификации девиантного поведения молодежи, в которых девиантное поведение предстает различными формами социальной патологии (А.А. Александров, Е.В. Змановская, Л.А. Ральникова, С.Л. Сибиряков).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены для работы, направленной на профилактику девиантного поведения молодежи в рамках социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, а также в системе основного общего и дополнительного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества…». Возрастные интервалы могут определяться по-разному: в настоящее время эта граница от 17 до 28(30) лет. Молодежные консолидации можно считать одним из социокультурных факторов, влияющих в том числе и на формируемый бренд территории, отношение к нему.
Девиантное (или отклоняющееся) поведение молодежи — это деятельность молодого человека (группы молодежи), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям. При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение.
В современном российском обществе создаются предпосылки для вовлечения молодежи как в позитивные, так и негативные формы девиаций. Основные причины, которые объясняют вовлечение молодежи в девиантные формы поведения, связаны с рискогенностью среды, в которой протекает адаптация молодежи, переходностью российского общества и незавершенностью процессов становления молодежи как субъекта общественных отношений. Данные процессы отражаются в социальной реальности молодежи в форме ее достраивания и переструктирования. В групповом сознании молодежи складываются новые феномены: фрагментация представлений о социальной реальности и изменяющаяся социальная реальность (как постоянно изменяющаяся система накопленных знаний и представлений молодых людей об условиях бытия). Изменяющаяся социальная реальность регулирует девиантное поведение молодежи посредством формирования коллективных экстремальных установок, направленных на нивелирование базовых ценностей и норм ядра общей культуры. При таком подходе девиантное поведение молодежи, рассматривается как совокупность субкультурных отклонений от смысложизненных норм и ценностей, которые выступают базовыми элементами ядра общей культуры. Значимую роль в девиантном поведении молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности играют девиантные субкультуры, которые в условиях все большего ухода молодежи в виртуальное пространство Интернета, предлагают отличные от общепринятых системы норм и ценностей. Складывается новый феномен – цифровые молодежные девиантные субкультуры.
Основные направления государственной политики по профилактике девиантного поведения молодежи определены Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Молодежная проблематика должна изучаться в контексте формирования установки на здоровый образ жизни и профилактики социальных девиаций. Можно выделить условия, при которых профилактика посредством установки на здоровый образ жизни будет эффективной в работе с девиантными подростками: создание социально-поддерживающего окружения, социокультурной и физкультурно-оздоровительной среды и активного вовлечение в нее подростков; использование здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, технологий обучения здоровью и воспитания культуры здоровья; увеличение программ, направленных на формирование здорового образа жизни и информирования о негативных последствиях девиантного поведения и вреде курения, алкоголя, наркотиков на здоровье подростков. Нами разработана программа, которая может быть реализована как в общеобразовательных школах, так и в центрах социальной защиты населения. В соответствии с поставленными целями и задачами, используются упражнения, реализуемые посредством активных методов социально-психологического обучения с использованием различных методов и техник: дискуссия, ролевая игра, а также включена информационно-правовая часть.
В современных условиях должны принципиально меняться подходы к организации профилактической работы, с тем, чтобы от мер административно-правового воздействия перейти к оказанию социально-педагогической помощи семье, подростку, помощи, основанной на изучении личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его семейного и общественного воспитания. Такая работа может вестись успешно лишь в тесном взаимодействии всех социальных ш институтов и требует глубоких специальных психолого-педагогических знаний. Системный анализ генезиса отклоняющегося поведения выявляет различные неблагоприятные психобиологические, психолого-педагогические, социально-психологические, психологические и социальные факторы, обусловливающие отклонения в поведении детей и подростков, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к профилактике, включающего комплекс социально-медико-педагогических мер по оздоровлению условий воспитания и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Таким образом, проблема девиаций в молодежной среде характерна для большинства стран, в каждой стране сложился национальный опыт ее решения. Зарубежные теоретические подходы и социальная профилактическая практика в работе с молодежью являются перспективными и для России.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»
- Отчет социального педагога в вузе ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»