Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР
Введение 3
1 Теоретические основы лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР 5
1.1 Особенности детей с задержкой психического развития 5
1.2 Особенности формирования лексики у детей с задержкой психического развития 10
1.3 Особенности овладения грамматическим строем языка детьми с задержкой психического развития 15
2 Эмпирическое исследование лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Методические рекомендации по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
На протяжении последних десятилетий проблема ЗПР являлась объектом изучения многих исследователей (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Г.И. Жаренко-ва, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, И.Ф. Мар-ковская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Е. С. Слепович, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.), в трудах которых представлены научные данные об особенно-стях познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы этих детей.
Имеющиеся в отечественной науке исследования устной речи младших школьников с ЗПР отражают особенности произносительной стороны речи, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи (Н.Ю. Борякова, Г.Г. Голубева, С.В. Зорина, О.В. Ива-нова, И.Г. Кузнецова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Н.В. Сереб-рякова, Р.Д. Тригер, А.А. Хохлова и др.).
В специальных исследованиях обобщены научные данные, характеризую-щие развитие различных аспектов речи детей с ЗПР, вместе с тем трудности, ко-торые возникают у названной категории дошкольников при овладении лексико-грамматическим строем речи, изучены недостаточно. В грамматическом строе речи у детей с задержкой психического развития отмечается следующее: у большого количества дошкольников и младших школьников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
Решение данного вопроса имеет первостепенное значение для детей с за-держкой психического развития [ЗПР]. В настоящее время отмечается увеличе-ние численности детей с ЗПР в разных возрастных группах. По данным отече-ственных авторов количество младших школьников, имеющих ЗПР, колеблется в пределах 5,8% - 17% от общего числа учащихся младших классов. Дети с ЗПР составляют основную группу неуспевающих школьников.
Таким образом, проблема исследования лексико-грамматического строя речи и его коррекции у младших школьников с ЗПР относится к числу актуаль-ных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы.
Цель исследования – исследовать особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР.
2. Провести эмпирическое исследование лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР.
3. Разработать методические рекомендации по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования - нарушения лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования - механизмы и структура нарушения дифференциации лексических и грамматических форм у младших школьников с ЗПР.
Речь и, в частности, звукопроизношение – это есть результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Причины, вызывающие нарушения речи, очень сложны и переплетены. Задержка психического развития может быть результатом воздействия различных негативных факторов, как во внутриутробный период, так и после рождения. Для компенсации речевых нарушений у детей с задержкой психического развития необходимо проводить комплексное развитие различных сторон психической деятельности.
В специальных исследованиях обобщены научные данные, характеризующие развитие различных аспектов речи детей с ЗПР, вместе с тем трудности, которые возникают у названной категории дошкольников при овладении лексико-грамматическим строем речи, изучены недостаточно.
В грамматическом строе заказ речи у детей заказ с задержкой психического заказ развития отмечается следующее: у большого количества дошкольников и младших заказ школьников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической заказ структуры предложения.
Последовательность усвоения словоизменения существительных при нормальном онтогенезе оказалась общей закономерностью как для детей с нормальным развитием, так и для детей с задержкой психического развития. Однако овладение формами словоизменения существительных у детей происходит в более длительные сроки, задерживается вплоть до школьного возраста.
В ходе экспериментального исследования мы выявили уровень развития лексико-грамматического строя речи у исследуемых детей младшего школьного возраста. Мы получили результаты: у всех детей 1 группы выявлено своеобразие лексики и грамматической стороны речи, но с разным уровнем развития. Низкий уровень – у 2-х, средний – у 3-х обследуемых.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека