Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности межполушарного взаимодействия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ 6
1.1. Особенности межполушарной функциональной асимметрии 6
1.2. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 9
1.3. Функциональная несформированность межполушарного взаимодействия и ее проявление у лиц с ограниченными возможностями здоровья 13
Глава 2. Эмпирическое исследование межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ и рекомендации по его развитию 18
2.1. Организация и методики исследования межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ 18
2.2. Результаты исследования межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ 20
2.3. Рекомендации по развитию межполушарного взаимодействия 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Успешное протекание психической деятельности, есть ни что иное как слаженная работа двух полушарий головного мозга, который представляет собой процесс межполушарного взаимодействия. При этом частым случаем межполушарного взаимодействия является межполушарная асимметрия, которая характеризуется неравнозначностью вклада правого или левого полушария в протекания той или иной психической функции. О неравнозначности двух полушарий головного мозга свидетельствуют данные как анатомических, так и физиологических.
В настоящее время существуют различные точки зрения касаемые формирования неравнозначности полушарий в онтогенезе. Это концепции эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. По мнению первой концепции, равенство двух полушарий в протекании всех психических функций, в том числе и речевых, наблюдается изначально. Это подтверждают показатели высокой пластичности мозговых функций у детей, при которых одни зоны головного мозга благополучно берут на себя функции других.
Однако по мнению второй концепции, функциональная специализация полушарий наблюдается уже с самого рождения. Она отмечается в способности головного мозга самостоятельно определять деятельность ведущей руки. Исследование детей с нарушениями развития полушарий головного мозга позволило установить, что некоторых детей комплекс нарушений сложных функций после удаления левого полушария был несколько иным, нежели при удалении правого у других.
Большое количество современных работ посвящены изучению проблемы межполушарного взаимодействия у детей. При этом данный вопрос изучается в основном на детях не имеющих отклонений в развитии. В основном это связано с видимой сложностью организации диагностического исследования у детей с нарушениями в развитии. Однако изучение межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является наиболее актуальной темой в настоящее время, которая позволит не только установить существенные различия в протекании тех или иных психических функций по сравнению с детьми без нарушений в развитии, но и поможет наметить пути их коррекции, что положительно скажется как на повседневной жизни ребенка, так и на учебной деятельности.
Проблема межполушарного взаимодействия привлекала и привлекает внимание значительного числа исследователей — как отечественных, так и зарубежных. Отечественными исследователями являются М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Е. В. Будыка, Е. А. Волков, Т. А. Доброхотова, В. Д. Еремеева, А. Р. Лурия, Е. И. Николаева, Е. О. Федоровская, М. Н. Фишман, Е. Д. Хомская, А. П. Чуприков и другие, среди зарубежных наибольший вклад в разработку проблемы внесли М. Аннет, Дж. Леви, Р. Сперри и др.
Проблема исследования характеризуется тем, что в практической работе педагогов и психологов школьных учреждений в процессе обучения и воспитания довольно редко учитываются данные о межполушарном взаимодействии детей с ограниченными возможностями здоровья, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.
Объектом исследования является межполушарное взаимодействие.
Предмет исследования - особенности межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ.
Цель исследования – исследовать особенности межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ.
Задачи исследования:
- исследовать особенности межполушарной функциональной асимметрии;
- проанализировать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- охарактеризовать функциональную несформированность межполушарного взаимодействия и ее проявление у лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- провести исследование межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ;
- разработать рекомендации по развитию межполушарного взаимодействия.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, анкетирование (комплексный метод определения доминирующего полушария по выполнению нескольких проб).
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе раскрыт вопрос о межполушарной асимметрии мозга, выявлены особенности проявления функциональной несформированности межполушарного взаимодействия у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость: в работе даны рекомендации по развитию межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ.
Межполушарная асимметрия — это закономерность, характеризующаяся распределением контроля над выполнением психических функций организма между правым и левым полушариями головного мозга.
Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, деятельность которых характеризуется каким-либо ограничениям или недостатком способности проявлять активность разными способами или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий отличается набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий: несформированность реципрокной координации рук; обилие реверсий (зеркал); тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля; несформированность фонематического слуха; нестабильность номинативной функции речи; «краевые» эффекты при исследовании памяти (первый и последний эталон запоминает лучше); использование различных стратегий решения интеллектуальных задач, что производит впечатление одновременного существования двух систем мышления, поскольку в одном и том же эксперименте ребенок может использовать то одну, то другую стратегию.
Исследование межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ проводилось на базе МОУ СОШ №26 г. Воскресенска. В исследовании приняли участие 5 младших школьников с ОВЗ: в частности, с нарушением зрения (2 ребенка) и с нарушением слуха (3 ребенка).
Для исследование межполушарного взаимодействия у младших школьников с ОВЗ была использована проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь».
В результате проведённых исследований выявлено, что большинство школьников с ОВЗ показали низкий уровень межполушарного взаимодействия, что характерно для детей с ОВЗ, и в частности с нарушением зрения и с нарушением слуха, что побудило нас разработать рекомендации по развитию межполушарного взаимодействия.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития младших школьников с ОВЗ. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека