Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы одиночества в научной
литературе
1.1 Взгляд на проблему одиночества в работах зарубежных и 6 отечественных исследователей
1.2 Роль одиночества в личностном развитии человека 16
1.3 Переживание одиночества: аспекты нормы и патологии 31 Выводы по теоретическому анализу 36
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте
2.1 Постановка проблемы исследования 38
2.2 Сравнительный анализ особенностей переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте 43
2.3 Личностные основания субъективного ощущения 46 одиночества
Выводы по эмпирическому исследованию 58
Рекомендации для исследуемых подросткового возраста 61
Рекомендации для исследуемых юношеского возраста 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 1. Методический блок исследования 74
Приложение 2. Сводные протоколы по блоку исследования 89
С феноменом одиночества человечество сталкивалось с древних времен. Данная проблема находила свой отклик в философии, психологии и литературе. Одиночество рассматривалось различными науками в том или ином ключе знания. Исследователи занимались описанием сущности одиночества, его проявлений, и характерных особенностей, а так же рассматривали причины возникновения данного феномена. Ученые до сих пор не смогли прийти к единому мнению о том, что такое одиночество: счастье или беда, норма или патология. Изучение данного феномена позволит человеку лучше понять самого себя.
Изучение феномена одиночества уходит своими корнями в философию. Она была актуальна для Аристотеля, С. Къеркегора, Б. Миюсковича, Б. Паскаля, Оди Дж. Рэлфа, Г. Торо и др. Однако интересовала данная проблема не только философов, но и психологов, как зарубежных (Джонсон, Дж. Зилбург, К. Роджерс, Л.Э. Пепло, Д. Перлман Х. Саливан), так и отечественных (Абульханов-Славская, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, и др.).
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, нами был сделан вывод об актуальности проблемы одиночества в настоящее время. С этой проблемой можно столкнуться в любом возрасте, однако, в подростковом и юношеском возрасте переживание этого феномена имеет огромное значение. В подростковом периоде жизни человек еще не имеет развитых коммуникативных навыков, склонен оценивать себя через мнение других людей, у него еще нет должного запаса информации для преодоления этого феномена. В юношеском возрасте одиночество имеет свою специфику. Юноши в переживании одиночества познают собственный внутренний мир, это может побудить человека к раскрытию собственных возможностей.
Феномен одиночества является крайне сложным и противоречивым для развития личности. Переживание одиночества может натолкнуть на осознание или же ощущение отчужденности мира, отсутствие собственного места в нем.
Таким образом, можно говорить о том, что одиночество затрудняет процесс вхождения личности в контекст широких социальных взаимоотношений и вместе с тем, способствует развитию неконструктивных отношений между личностью и миром. Переживание одиночества наносит несоизмеримый удар по мотивационной сфере личности (потребности, стремления, чувства) и в целом препятствует полноценному развитию психики и личности. Однако не стоит забывать о том, что состояние одиночества способствует погружению личности в самопознание, развитие рефлексии, а также помогает человеку в размышлении о смысложизненных проблемах. Данное состояние в представленном контексте может рассматриваться как ресурс развития личности. Подростковый и юношеский возраст являются сензитивными для внедрения в широкие социальные отношения. Чем обусловлено особое внимание к проблеме одиночества именно в данные периоды жизни человека.
Целью нашего исследования является изучение особенностей переживания одиночества в подростковый период (7,8,9 класс с 13 до 15 лет) и в период ранней юности (10,11 класс 16-17 лет).
Объект исследования: личность учащихся в подростковом и юношеском возрасте.
Предметом исследования являются переживание одиночества и его личностные корреляты в подростковом и юношеском возрасте.
Мы предполагаем, что (гипотеза) самосознание и уверенность в себе определяют субъективное ощущение одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
В ходе исследования, нами решались следующие задачи:
1)провести теоретический анализ состояния проблемы одиночества в научной литературе;
2)определить уровень субъективного ощущения одиночества у учащихся подросткового и юношеского возраста;
3)проанализировать самооценку и самоотношение как компоненты самосознания подростков и юношей;
4)оценить уровень уверенности в себе у учащихся подросткового и юношеского возраста;
5)на базе корреляционного анализа соотнести уровень субъективного ощущения одиночества с компонентами самосознания и уверенностью в себе.
Эмпирическое исследование проводилось на выборке учащихся подросткового и юношеского возраста МБОУ МО Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №4» при помощи четырех методик: методики Изучение самоотношения личности (МИС) В.В. Столина; методики В.Г. Ромека «Уверенность в себе» методики личного дифференциала (ЛД); методика Д. Рассела и М. Фергюсона «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества».
Исследованием в целом охвачено 40 человек.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
Исходя из предложенного анализа особенностей переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте, можно сделать следующее заключение: феномен одиночества нельзя назвать однозначным.
Проблема одиночества может возникать на разных этапах жизни людей и при этом может быть обусловлена разными причинами. Данный аспект позволяет нам говорить о том, что одиночество каждый человек воспринимает по-своему. Зарубежные психологи (Джонсон, Дж. Зилбург, К. Роджерс, Л.Э. Пепло, Д. Перлман Х. Саливан), занимающиеся проблемой одиночества, представляют одиночество в негативном свете, но причинами этого, по их мнению, являются травмы детства.
Отечественные авторы, рассматривающие в своих работах проблему одиночества, не дают единой оценки данному феномену. Они придерживаются мнения, что при переживании одиночества важно учитывать совокупность факторов влияющих на личность. Отечественные психологи, считают, что одиночество может стать как регрессивным фактором на пути становления человека, так и ресурсом развития личности.
В отечественной психологии особое внимание уделялось возрастным аспектам переживания одиночества (К. А. Абульханов–Славская, С.А. Ветров,
О. В. Данчева, Ж. В. Пузанова; Н. Е. Покровский, Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова, Ю.М. Швалб). Оно может переживаться на любом из этапов личностного развития человека. Но особенно ярко явление одиночества переживается в подростковом и юношеском возрасте.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена современными реалиями. Подростковый и юношеский возраст носят особое значения в развитии человека. На этих этапах формируется самооценка, самоотношение, открытость в общении с другими людьми, уверенность в себе. Представленные личностные основания имеют огромное значение при переживании человеком одиночества.
Исходя из анализа результатов проведенной диагностики особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте, были получены следующие результаты: учащиеся подросткового возраста имеют высокие значения по показателю уровень субъективного ощущения одиночества. Это говорит о том, что в подростковом возрасте одиночество переживается ярче и носит устойчивый характер. Мы связываем данные показатели с развитием рефлексии. В подростковом возрасте человек переходит на новый этап развития самосознания, что побуждает его к самопознанию, а также усилению потребности в принятии и признании.
Напротив, учащиеся юношеского возраста имеют среднюю степень одиночества. Что говорит о том, что переживание одиночества в юношеском возрасте обусловлено условиями ситуации, в которой оказался человек. Юноши имеют более высокую развитость самосознания по сравнению с подростками. Учащиеся юношеского возраста уже умеют оценивать собственные достоинства и недостатки, а не опираются на мнение окружающих, как это проявляется в подростковом периоде.
Существует необходимость коррекции данного переживания в подростковом возрасте. Так, как подростки еще не имеют целостного представления о себе, нужно помочь им в развитии самосознания. Переживание данного феномена является необходимым в представленный период онтогенеза, и прерывание его может разрушить внутренний мир человека. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое, в свою очередь, помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
При переживании одиночества в подростковом возрасте нужно обратить внимание ребенка на его собственные достоинства. Помочь разобраться с его недостатками.
Одиночество в юношеском возрасте помогает человеку раскрыть свой собственный внутренний потенциал и может использоваться юношами в качестве дополнительного стимула для самопознания.
Тема, представленная в выпускной квалификационной работе, является перспективной и малоизученной, так, как можно выделить множество аспектов для изучения данного феномена. В нашей работе рассмотрена малая часть их. Изучение особенностей переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте может привести психологию личности к развитию, и дать более глубокие знания в понимании сущности данных периодов онтогенеза.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека