Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности проявления эмпатии у подростков
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления эмпатии у подростков 6
1.1. Понятие эмпатии в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления эмпатии у подростков 17
2.1. Диагностика особенностей проявления эмпатии у подростков 17
2.2. Рекомендации по развитию эмпатии у подростков 20
Заключение 26
Библиографический список 29
Известно, что человек становится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой, в результате нахождения его в обществе.
Ученые считают, что именно развитое сочувствие формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых ребенок превращается в полноценную личность.
Тревожной тенденцией является снижение гуманности в отношениях людей. Это является очень важной проблемой, ведь одним из составляющих гуманного отношения и является эмпатия.
Актуальность изучения эмпатии и ее развития в подростковом возрасте обусловлена, во-первых, тем, что, эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия, а во-вторых, тем, что эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. Именно в подростковом возрасте начинают впервые обнаруживаться индивидуальные особенности эмпатии и представлений о ней.
Сложность изучения особенностей проявления эмпатии у подростков обуславливается возникновением противоречия: в этом возрасте происходит масса изменений, что позволяет считать этот период сенситивным для развития эмпатии, однако, подростки характеризуются и эмоциональной неустойчивостью, осложняющей результативность данного процесса.
Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы данного исследования. Его проблема заключается в выявлении особенностей проявления эмпатии у подростков.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Особенности проявления эмпатии у подростков».
Объект исследования – эмпатия у подростков.
Предмет исследования - особенности проявления эмпатии у подростков.
Цель исследования – выявить особенности проявления эмпатии у подростков.
В качестве рабочей гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что особенностями проявления эмпатии у подростков являются гендерные различия в уровне проявления эмпатии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы особенностей проявления эмпатии у подростков;
- провести эмпирическое исследование особенностей проявления эмпатии у подростков;
- разработать рекомендации по развитию эмпатии у подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования: в разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.В Зеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В. Осорина); особенности подросткового были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др. Они рассматривали следующие аспекты эмпатии: понятие, структуру, уровни развития, особенности проявления. Особое внимание уделяют исследованию эмпатии в подростковом возрасте. Несмотря на то, что в современной науке широко представлены исследования эмпатии, интерес ее изучения в подростковом возрасте не теряет своей актуальности.
Методы исследования: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы, психологическое тестирование.
База исследования: МОУ Гимназия №10, г. Ишим. Общая численность выборки - 60 человек: 30 девочек и 30 мальчиков (школьники 8-х классов).
Этапы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературе об особенностях проявления эмпатии у подростков.
2. Эмпирическое исследование особенностей проявления эмпатии у подростков .
3. Разработка рекомендаций по развитию эмпатии у подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в результатах аналитического исследования психолого-педагогической литературы, представленных в работе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности проявления эмпатии у подростков, а также разработаны рекомендации по развитию эмпатии у подростков.
Структура работы представлены введением, двумя главами, одна из которых носит теоретический характер, вторая – практический, заключением и библиографическим списком.
Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в подростковом периоде.
Развитие эмпатии в подростковом возрасте имеет важное значение, поскольку нравственные ценности, новые взгляды на жизнь и отношения с другими людьми, жизненные перспективы интенсивно развиваются.
Подросток находится в процессе непрерывного поиска своего «Я», которое характеризуется неустойчивостью, проявляющейся в сменяющих друг друга качествах, так активность сменяется слабостью и пассивностью, самоуверенность застенчивостью, эгоизм может переходить в эмпатию и альтруизм, веселое настроение сменяется апатией и т.п.
Следует отметить и тот факт, что подростки конфликтны, импульсивны, они редко обращают внимание на жизненные обстоятельства, эгоистичны. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – общение. Именно оно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия и установления контактов с окружающими людьми. Поэтому существует необходимость изучения эмпатии в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – это период противоречий, одним из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же время умение управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают глубже переживать различные события, чувства становятся более устойчивыми, более широкий круг явлений социальной действительности вызывает у подростка эмоциональный отклик.
Среди подростков возникают особые требования к дружеским отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь. Межличностные отношения подростков возникают и складываются на эмоциональной основе, на чувствах, которые возникают у них по отношению друг к другу, к родным, знакомым. Впечатления о человеке играют важную роль при построении общения с ним, достижения взаимопонимания.
Особое место в данном возрасте отводится эмпатии как способности эмоционального отклика на проблемы другого человека. Она способствует установлению баланса в межличностных отношениях, выступает как способ понимания другого человека.
Многие авторы считают, что эмпатия – это личностное свойство, которое можно целенаправленно формировать и развивать, поскольку оно имеет социальную природу. В этом случае эмпатия – это качество, которое ведет к развитию гуманистических ценностей личности, сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих ее признаков.
И. М. Юсупов дает следующее понятие эмпатии – это целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта.
Другими словами, эмпатия – это сочувствие, сопереживание другому человеку, умение видеть его настроение. Феномен эмпатии имеет социально – психологическое происхождение и многоуровневую структуру, в которую входят такие уровни как психологические, психофизиологические и социально-психологические, и предстает как свойство личности, процесс и состояние.
Эмпатия состоит из разных процессов, одним из которых является эмпатийное понимание. Как любой процесс эмпатийное понимание имеет свою специфику. Эмпатийное понимание в психологии рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов.
Основными компонентами эмпатии являются эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет рациональное восприятие другого человека.
Эмпатию можно рассматривать, как умение выражать свое представление об эмоциональном состоянии другого человека или его точки зрения, не прибегая к каким-либо рассуждениям. Негативная реакция и оценка того, что переживает и чувствует собеседник в данный момент, не исключают положительного к нему отношения. Кроме того, испытывая или проявляя эмпатию по отношению к другому, можно оставаться эмоционально нейтральным.
Для диагностики эмпатии в подростковом возрасте подходят такие методики, как «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, позволяющая определить уровень развития эмпатии и значимость конкретного параметра в структуре эмпатии, «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, помогает определить не только уровень эмпатии, но и тех, по отношению к кому она проявляется, так же используется методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна .
С возрастом у подростков общий уровень эмпатии повышается, за счет общения со сверстниками, новых знакомств. Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях: в управлении, в торговле, в сфере обслуживания, в психологии, педагогике, медицине и т. д.
Таким образом, эмпатия играет важную роль в становлении личности подростка. Она способствует установлению межличностного взаимодействия, определяет нравственные качества, круг общения подростка. С ее помощью подросток приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека