Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности самосознания детей из полных и неполных семей
Введение 3
1. Общая характеристика самосознания детей из полных и неполных семей 5
1.1. Сущность понятия «неполная семья» 5
1.2. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка 9
2. Анализ опыта исследования особенностей самосознания детей из полных и неполных семей 14
2.1. Самосознание детей из неполной семьи 14
2.2. Сравнительный анализ самопознания младших школьников из полных и неполных семей 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Важным инcтитутом cоциализации подраcтающего поколения является именно родительская семья. Ведь в cемье происходит формирование основ характера человека, его отношения к моральным и культурным ценноcтям, к труду. Cемья была и остается важнейшей социальной средой, в которой формируется личность и является основой в психологической поддержке и воспитании. Серьёзные социально-экономические и духовно-нравcтвенные трудноcти жизни являютcя cущественным фактором, который деcтабилизирует традиционные семейные отношения.
Каждый человек на определенном этапе своей жизни, начинает задумываться о себе, как о личности. Развитие самосознания у детей настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в этот период практически едина у исследователей всех направлений и школ. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.
Становление личности ребенка в семье занимает важное место и представляет собой одну из проблем, находящейся в центре внимания отечественных и зарубежных исследований. Ряд авторов, таких как Абрамова Г.С., Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Хоментаускас Г, Варга А.Я., отмечают, что семейная среда и, в частности, детско-родительские отношения являются фактором эмоционального и психического развития ребенка. Нарушение детско-родительских отношений негативно сказывается на развитии личности ребенка - его представлении о себе, самоотношении, самооценки, образе себя, а, следовательно, и Я-концепции.
Трудно переоценить влияние семьи. Однако в настоящее время увеличивается количество разводов, по причине которых растет число неполных семей. По результатам исследований отечественных и зарубежных психологов (В.К. Мягер. А.М. Захаров, В.Сатир, Э.Г. Эйдемиллер и др.) условия неполной семьи могут стать предпосылкой для отклонений в психическом развитии ребенка.
Во многих исследованиях, производится попытка показать, какое влияние оказывает неполная семья на самосознание детей (К. Аронс, М.И. Буянов, Н.Н. Авдеев, Г.Т. Хоментаускас). Но часто результаты этих исследований далеко неоднозначны и изучение предмета этим не закончено.
Цель: проанализировать особенности самосознания детей из полных и неполных семей.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать общую характеристику самосознания детей из полных и неполных семей;
- проанализировать опыт исследования особенностей самосознания детей из полных и неполных семей.
Объект: особенности самосознания детей из полных и неполных семей.
Предмет: личностная сфера детей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Самосознание – осознание человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях и действиях. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.
Самосознание дает возможность человеку относиться к актам своего собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять с внешним. В самосознании происходит осознание самого себя не как что–то абсолютно обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним.
Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов (мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения), целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Исходя их всего вышесказанного, серьезность изучения проблемы самосознания не подлежит сомнению.
С самого рождения опыт семейных отношений закладывается в ребенке и в последствие влияет на социальную адаптацию и формирование собственного «Я» у подростка. Формирование самооценки и самосознания рассматривается как понимание и выполнение ребенком неких правил и параметров отношения к нему родителей.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека