Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности творческих способностей у детей старшего подросткового возраста
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей творческих способностей у детей старшего подросткового возраста 5
1.1. Понятие творческих особенностей в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Творческие способности у детей старшего подросткового возраста и особенности их проявления 11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей творческих способностей у детей старшего подросткового возраста 15
2.1. Диагностика творческих способностей у детей старшего подросткового возраста 15
2.2. Рекомендации по развитию творческих способностей у детей старшего подросткового возраста 29
Заключение 35
Библиографический список 37
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что сегодня требуется обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования, в том числе совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, а также информирование молодежи о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки творческой активности молодежи. В связи с этим актуализируется поиск наиболее оптимальных путей развития творческих способностей молодежи.
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Актуальность исследования темы определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Объект исследования - творческие способности у подростков.
Предмет исследования - взаимосвязь творческих способностей и среды жизнедеятельности у подростков.
Цель исследования – выявить особенности творческих способностей у детей старшего подросткового возраста.
В качестве рабочей гипотезы исследования, нами выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между творческими проявлениями и средой жизнедеятельности у детей подросткового возраста.
Частная гипотеза эмпирического исследования звучала следующим образом: частота и яркость творческих проявлений у подростков связаны с воздействиями на них окружающей среды, как в группе сверстников, так и в семье.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы особенностей творческих способностей у детей старшего подросткового возраста;
- провести эмпирическое исследование особенностей творческих способностей у детей старшего подросткового возраста;
- разработать рекомендации по развитию творческих способностей у детей старшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование структуры творческого потенциала и системы психологических условий его развития; эмпирические: наблюдение, беседы с учащимися, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности подростков.
Различными аспектами развития детей и подростков, в том числе и в сфере формирования творческих способностей, следует назвать работы Теплова Б.М., Рубинштейна Л.С., Немова Н.С., Лука А.Н., Выготского Л.С. и др.
Таким образом, творческие способности старших подростков можно определить как устойчивое интегральное свойство личности, выражающееся в отношении к творческой деятельности и степени включенности в нее, связанное со всеми сторонами формирующейся личности старшего подростка (творческими способностями, творческими потребностями, творческими интересами, эмоциональным отношением к творчеству, волевыми проявлениями в творчестве).
Существует множество концепций, и вопрос изучения психологической природы креативности, она является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии:
- отсутствуют определенные критерии оценки «творческого» (существуют подходы, которые берут за критерий - создание нового продукта, а также – реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);
- природа феномена «творческость» не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности;
- существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами);
- отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.
Спецификой диагностики одаренности вообще, и творческой одаренности в частности, является интегративный характер исследования тех качеств и свойств психологических проявлений, которые непосредственно указывают на наличие одаренности и степень ее выраженности. Часто необходимо применять целый ряд методик, проводить последовательно несколько диагностических процедур, анализировать полученный материал и, самое важное, грамотно его интерпретировать. Педагогам-предметникам, занимающимся с детьми, подростками и юношами трудно дается такой заключительный анализ, тем более, что они не являются специалистами-психологами и есть вероятность, что оценка будет складываться под влиянием общих впечатлений о респонденте.
Каждая методика предполагает изучение какой-либо значимой, показательной стороны творческой одаренности респондента, и каждое изученное свойство и проявление раскрывает специфику одаренности. Правильно написанное заключение помогает наиболее адекватной интерпретации полученных данных, помогает увидеть взаимосвязи и взаимозависимости выраженности свойств, увидеть перспективы дальнейшей работы с респондентом.
При диагностировании творческих способностей подростков следует говорить именно об уровне их проявления, т. к. ограниченность во времени, недостаточность мотивации, некоторые особенности темперамента неблагоприятно влияют на их проявления.
Уровень проявления творческих способностей у подростков находится на низком уровне. У подростков с холерическим типом темперамента творческие способности проявляются намного ярче, чем у подростков с меланхолическим типом темперамента.
Ярко выражено различие в уровне проявления творческих способностей между подростками, принимаемыми в группе сверстников и имеющими там высокий статус и подростками, имеющими низкий статус в группе сверстников. Чем выше принятие сверстниками подростка в группе - тем ярче проявляются его творческие способности.
Чем более высокий социальный статус, по мнению подростка, занимает его семья, тем ярче проявляются его творческие способности.
Более ярко проявляют творческие способности подростки, чувствующие себя в семье автономно от родителей.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека