Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте
Введение 3
1. Теоретические основы взаимоотношений в младшем школьном возрасте 5
1.1. Понятие и сущность взаимоотношений 5
1.2. Система взаимоотношений в группе 7
1.3. Специфика взаимоотношений в младшем школьном возрасте 12
2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в младшем школьном возрасте 17
2.1. Организация исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования. Рекомендации по улучшению взаимоотношений младших школьников 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Процесс включения младшего школьника в систему коллективных взаимоотношений сложный, неоднозначный, зачастую противоречивый и носит сугубо индивидуальный характер.
Взаимоотношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Взаимоотношения младших школьников характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур — мальчиков и девочек. Лидерство здесь носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров. Вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являются младшие школьники.
Предмет исследования - особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – проанализировать особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на качество взаимоотношений младших школьников влияет распределение социальных ролей, уровень психологического климата, эффекты межличностного восприятия и групповая сплоченность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы взаимоотношений в младшем школьном возрасте;
- провести эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в младшем школьном возрасте ;
- разработать рекомендации по улучшению взаимоотношений младших школьников.
Проблемой взаимоотношений младших школьников занимались такие психологи как Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, Н. Н. Обозов, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы; наблюдение, тестирование, беседа; методы математической обработки экспериментальных данных.
Методики исследования. Для диагностики эффектов межличностных отношений в группах были использованы следующие методики:
1. Социометрия (Дж. Морено);
2. Наблюдение (по А. Н. Лутошкину);
3. Тестирование (К. Сишора).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, эмпирической части, заключения и списка использованной литературы.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.
Дети младшего школьного возраста формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. В младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.
Исследование проводилось на базе школы №2 г. Белгород в третьих классах. Всего принимало участие 49 человек (25 человек — группа «А», 24 человека — группа «Б»).
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества эффектов межличностных отношений: распределение социальных ролей (социометрический статус); уровень психологического климата; групповая сплоченность.
Для диагностики данных критериев были подобраны следующие методики: социометрия (Дж. Морено); наблюдение (по А. Н. Лутошкину); тестирование (К. Сишора).
Социометрия Дж. Морено является классикой исследования межличностных отношений в малых группах. Она позволяет быстро и технически достаточно просто проникнуть во внутреннюю структуру команды и количественно оценить основные характеристики межличностных отношений.
Анализ результатов показал, что половина испытуемых имеют низкий уровень и ниже среднего уровня развития межличностных отношений. Это значит, что такие дети не умеют эффективно устанавливать отношения, продуктивно общаться, не чувствуют себя полноценными членами группы, не удовлетворены общением, что влечет за собой весьма пагубные последствия. Они часто бывают замкнутыми, с заниженной самооценкой или наоборот, чрезвычайно раскомплексованными.
Изучив актуальный уровень развития межличностных отношений младших школьников, мы пришли к выводу, что наиболее важным, требующим немедленной коррекции, является психологический климат.
В психолого-педагогической практике существует много методов, направленных на улучшение психологического климата. Одним из таких методов, применяемых в работе с детьми, является игровая терапия.
Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что игровые занятия, направленные на улучшение межличностных отношений младших школьников, дали положительные результаты. Но работа по формированию и коррекции взаимоотношений в школьном коллективе не должна ограничиваться только использованием игровых заданий. Необходима включенность в этот процесс родителей, учителей и классных руководителей.
В связи с этим нами были составлены рекомендации учителю, цель которых — объединение и сплочение группы младших школьников: совместные прогулки, экскурсии, походы, посещение музеев, цирка или театра; постановка задачи для самостоятельного выполнения (например, проектная задача), при этом разбив класс на подгруппы; введение и поддержание школьных традиций.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека