Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности эмоционально-ценностного компонента самосознания дошкольника, воспитывающегося в полных и неполных семьях
Введение 3
1. Понятие самосознания, структура 5
2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 17
3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста в неполных семьях 26
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Важным институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Ведь в семье происходит формирование основ характера человека, его отношения к моральным и культурным ценностям, к труду. Семья была и остается важнейшей социальной средой, в которой формируется личность и является основой в психологической поддержке и воспитании. Серьёзные социально-экономические и духовно-нравственные трудности жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Каждый человек на определенном этапе своей жизни, начинает задумываться о себе, как о личности. Развитие самосознания у детей настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в этот период практически едина у исследователей всех направлений и школ. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.
Становление личности ребенка в семье занимает важное место и представляет собой одну из проблем, находящейся в центре внимания отечественных и зарубежных исследований. Ряд авторов, таких как Абрамова Г.С., Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Хоментаускас Г, Варга А.Я., отмечают, что семейная среда и, в частности, детско-родительские отношения являются фактором эмоционального и психического развития ребенка. Нарушение детско-родительских отношений негативно сказывается на развитии личности ребенка - его представлении о себе, самоотношении, самооценки, образе себя, а, следовательно, и Я-концепции.
Трудно переоценить влияние семьи. Однако в настоящее время увеличивается количество разводов, по причине которых растет число неполных семей. По результатам исследований отечественных и зарубежных психологов (В.К. Мягер. А.М. Захаров, В.Сатир, Э.Г. Эйдемиллер и др.) условия неполной семьи могут стать предпосылкой для отклонений в психическом развитии ребенка.
Во многих исследованиях, производится попытка показать, какое влияние оказывает неполная семья на самосознание детей (К. Аронс, М.И. Буянов, Н.Н. Авдеев, Г.Т. Хоментаускас). Но часто результаты этих исследований далеко неоднозначны и изучение предмета этим не закончено.
Цель работы - проанализировать особенности самосознания детей из неполных семей.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, его структуру;
- рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста;
- исследовать особенности психического развития детей дошкольного возраста в неполных семьях.
Объект исследования - особенности самосознания детей из полных и неполных семей.
Предмет исследования - особенности психического развития детей дошкольного возраста в неполных семьях.
Методологической основой исследования являются теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение изученного материала.
Самосознание является восприятием человеком собственной личности – то, как он видит своё место в обществе и мире, то, как оценивает собственные поступки, а также то, как в его понимании его поступки воспринимаются окружающими. Также в это понятие входит восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и собственной роли в обществе. Структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. Самопознание как процесс проявляется в таких продуктах работы самосознания как «Я-концепция», «Я-образ», схема-тела; самооценивание — в самоотношении, уровне притязаний, самооценке; а саморегуляция — в регуляции действий, поступков, гибкости поведения в целом. Помимо этого, выделены такие компоненты, как имя собственное, идентификация, психологическое время личности, смысл жизни и др.
Дошкольное детство охватывает большую часть жизни ребенка. Данный возраст является прямым продолжение раннего возраста в сфере общей сензитивности, которая осуществляется неудержимым онтогенетическим потенциалом к развитию. В данный период условия жизни активно расширяются: границы семьи расширяются до границ улицы, города и страны. Ребенок испытывает большое желание войти во взрослую жизнь, а также принимать в ней активное участие, что пока ему недоступно. Он жаждет самостоятельности. Данное противоречие рождает ролевую игру — самостоятельную деятельность детей, моделирующих жизнь взрослых. Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст начального личностного становления ребенка. Данный период характеризуется сложными взаимоотношениями со сверстниками, которые в большой степени влияют на формирование его личности. Как правило мир ребенка имеет неразрывную связь с другими детьми. И с возрастом все большее значение для него обретают контакты с ровесниками. Дошкольный период детства является сензитивным для развития у ребенка основных коллективистских качеств, а также человечного отношения к окружающим людям. В случае несформированности данных качеств в дошкольном возрасте, вся личность ребенка может стать неполноценной, что впоследствии будет крайне сложно восполнить.
Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. Дети дошкольного возраста тяжело переживают распад семьи. Для ребенка-дошкольника развод родителей становится ломкой устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Но следует помнить, что воспитание в неполной семье не всегда способствует появлению каких-либо отклонений в поведении или развитии ребёнка.
Таким образом, с самого рождения опыт семейных отношений закладывается в ребенке и в последствие влияет на социальную адаптацию и формирование собственного «Я». Формирование самооценки и самосознания рассматривается как понимание и выполнение ребенком неких правил и параметров отношения к нему родителей.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека