Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Построение толерантности в школьной среде
Введение 3
1 Теоретические основы проблемы формирования толерантного поведения школьников 5
1.1 Понятие и виды толерантности 5
1.2 Зарубежный опыт формирования толерантного поведения школьников 12
2 Современные практики формирования толерантного поведения в молодёжной среде 20
2.1 Проблемы формирования толерантности 20
2.2 Методологические основы построения толерантности в условиях школы 26
Заключение 31
Библиографический список 33
Актуальность исследования. Современное общество все чаще обращается к проблеме толерантности. Окружающая действительность ставит перед человеком новые задачи, решение которых требует умения грамотно и эффективно взаимодействовать с людьми разного статуса, национальности, веры. На сегодняшний день далеко не каждый взрослый человек способен преодолеть такой барьер в общении, соответственно, подростку приходится испытывать еще большие трудности. Вследствие этого в современной школе становится необходимым введение дисциплин, направленных на формирование толерантности ученика, а также на помощь учащимся в преодолении трудностей во взаимодействии с окружающими.
Проявление интолерантного (характеризующегося неконструктивной критикой, злобой) поведения затрагивает сегодня и школьную среду. Как правило, агрессивная среда и нетерпимость становится частью жизни современного сообщества школьников, проникая через средства массовой информации, создавая серьезную проблему.
Так данное исследование приобретает актуальность, так как формирование социокультурной толерантности должно стать частью воспитательной программы школы и быть реализованным на всех ступенях обучения.
Степень научной разработанности проблемы. Практические и теоретические основы формирования толерантности школьников освещаются в исследованиях В.В. Глебкина, Г.Д. Дмитриева, В.А. Ершова, М.О. Куракова, С.В. Мягченкова, Т.В. Разумовской. Также отечественными исследователями А.Н. Джуринским, М.Л. Воловиковой, Н.В. Кудряшовой, З.А. Мальковой, К.И. Салимовой широко изучается опыт зарубежных коллег по вопросам формирования толерантности. Но, несмотря на заинтересованность и наличие большого количества исследований по проблемам формирования толерантности, остается множество вопросов, требующих более глубокого, детального рассмотрения.
Объект исследования – толерантность школьников.
Предмет исследования – процесс построения толерантности в школьной среде.
Цель исследования – проанализировать специфику построения толерантности в школьной среде.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и виды толерантности;
- обобщить зарубежный опыт формирования толерантного поведения школьников;
- выявить проблемы формирования толерантности в школьной среде;
- исследовать методологические основы построения толерантности в условиях школы.
Теоретическая значимость. Процесс построения толерантности в школьной среде рассмотрен как комплекс широкого ряда разносторонних процессов, механизмов, методов и технологий, действующих в рамках деятельности педагога и развивающихся в процессе непрерывного взаимодействия учителя и ученика.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в построении толерантности в школьной среде.
Рассмотрев различные подходы к понятию толерантность, можно сделать вывод о его неоднозначности и отсутствии четкой системы в определении структуры данного термина. Но в дальнейшей работе под толерантностью мы будем понимать такое моральное качество, как терпимость, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения и особенности. Особо подчеркивая мысль, что толерантность – признак уверенности в себе, сознания надежности своих собственных позиций, признак открытого идейного течения.
Проведен анализ зарубежного опыта шести стран (Франция, Германия, Украина, США, Индия, ЮАР). Детальное осмысление страновой специфики, методологических и прикладных инноваций в рассматриваемой сфере (получивших широкое распространение в мире) – важный шаг к выработке российских национальных форматов и технологий толерантности. Зарубежный опыт формирования толерантности представляет особый интерес с точки зрения возможного использования отдельных методик и организационных форматов в современных условиях («информационное разнообразие – сетевая интеграция – социальная инновация»). Очевидно, что процесс формирования толерантности в России 21 века должен строиться, как исходя из национальных социальных и политико-культурных особенностей, так и с учетом новейших тенденций совершенствования технологий толерантности, связанных с импульсами информационной макроцивилизации, активным развитием кросс-культурных и сетевых коммуникаций.
В последнее время всё чаще отмечается проявления агрессии, озлобленности и жестокости у школьников. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной массы: имеет другую национальность или особенности развития, носит очки или исповедует мусульманство. В школьной среде проблема формирования толерантности напрямую затрагивает проблему буллинга. Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Данная проблема требует комплексного подхода, и должна начинаться в первую очередь с построения толерантности в условиях школы.
На сегодня разрабатывается большое количество практических рекомендаций по проблеме толерантности. Создаются психолого-педагогические технологии, включающие толерантность в контекст ряда гуманитарных школьных дисциплин. Однако формирование толерантности у подростков, исходя из теоретического анализа, должно вестись по следующим направлениям: формирование толерантности к другим, формирование толерантности к себе, формирование навыков бесконфликтного взаимодействия.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека