Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Повышение конкурентоспособности коммерческого предприятия в условиях рыночной среды
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности организации 12
1.3 Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 19
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
2.1 Конкурентоспособность российских коммерческих предприятий 32
2.2 Оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия ООО «Крис» и его место на рынке тепловентиляционного оборудования 40
2.3 Анализ мирового опыта управления конкурентоспособностью коммерческих предприятий 52
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 62
3.1 Меры по повышению конкурентоспособности российских коммерческих предприятий 62
3.2 Оценка эффективности повышения конкурентоспособности ООО «Крис» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
Актуальность темы исследования. В современных условиях, важными звеньями развития экономики являются те отношения, которые складываются между хозяйствующими субъектами. Доминирующими движущими силами во многих из них являются отношения собственности, конкуренция, спрос и предложение, которые формируют рынок, рыночную среду и рыночные отношения.
Эволюция рыночных отношений неразрывно связана с усилением борьбы товаропроизводителей за ресурсы, позволяющие утвердиться на рынке, расширить масштабы своего производства, получить максимальную прибыль. Накал соперничества и уровень конкуренции перманентно возрастает, субъектам рынка приходится изыскивать различные варианты опережения своих конкурентов, находить способы повышения своей конкурентоспособности.
Рыночная среда предъявляет каждому участнику высокие требования, но не только этим она экзаменует коммерческие предприятия с их продукцией или услугами, а тем, что заставляет все время повышать качественные и количественные характеристики конечных результатов своей деятельности. Для того чтобы соответствовать предъявляемым требованиям, правильно ориентироваться и находить верные решения, участникам рынка и хозяйствующим субъектам необходимо знать, в каком состоянии они находятся. Без четкого анализа состояния внешней и внутренней среды коммерческого предприятия, какого бы уровня он не был, невозможно повысить свою конкурентоспособность, причем этот процесс должен быть непрерывным и постоянным. Эти и другие проблемы предопределили актуальность темы исследования.
Объектами исследования являются коммерческие предприятия.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, отражающих особенности повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий.
Целью исследования является разработка теоретико-методических основ механизма повышения конкурентоспособности коммерческого предприятия в условиях рыночной среды.
Достижение поставленной цели предопределила решение следующих задач:
- раскрыть сущность и значение конкурентоспособности предприятия;
- исследовать внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности организации;
- обобщить методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия;
- оценить конкурентоспособность российских коммерческих предприятий;
- провести оценку конкурентоспособности коммерческого предприятия ООО «Крис» и выявить его место на рынке тепловентиляционного оборудования;
- осуществить анализ мирового опыта управления конкурентоспособностью коммерческих предприятий;
- разработать меры по повышению конкурентоспособности российских коммерческих пред прия тий;
- оценить эффек тивно сть повышения конку ренто спосо бност и ООО «Крис».
Теоретической и методологической основ ой исследования являю тся научные труды и разра ботки отечественных и зарубежных автор ов по пробл емам конкуренции и конкурентоспособности, управ ления конкурентоспособностью товар ов и предп рияти й; норма тивно -зако нодат ельна я база; внутр енние документы ООО «КРИС », методические матер иалы научно-практических конфе ренци й и семин аров по теме исследования.
В диссе ртаци и использованы общен аучны е методы позна ния: системный и ситуационный, истор ическ ий и логич еский подходы, абстр актно -теор етиче ский и сравн итель ный. К специ альны м методам иссле дован ия относятся эконо мико-ма тема тиче ские и стат исти ческ ие методы.
Основы конк урен тосп особ ност и предприятий зало жены в фунд амен таль ных трудах клас сико в экономической теор ии Р.Л. Акоффа, И. Ансо ффа, П.Ф. Друкера, Ф. Котл ера, К.Л. Келлера, Ж.-Ж. Ламб ена, А. Маршалла, Дж.С т. Милл я, Ф.Д. Мориса, М. Порт ера, Д. Риккардо, Дж. Роби нсон а, Г. Саймона, П. Саму эльс она, А. Смита, А.Дж. Стри клен да, А.А. Томпсона, Ф. Хедо ури, Дж. Хикса, Д. Хэйя, Э. Чемберлена, К. Эрро у и др.
В период экон омич ески х реформ в России возр осла потребность в теоретических иссл едов ания х и прак тиче ской разработке проб лемы управления конк урен тосп особ ност ью предприятий. Среди отеч еств енны х исследователей, в чьих рабо тах рассматриваются разл ичны е аспекты конк урен тосп особ ност и, следует отме тить Г.Л. Азоева, Ю.П. Анис кина, В.Е. Андреева, Н.В. Войт олов ског о, М.И. Гельвановского, Н.И. Герч иков у, Е.А. Горбашко, А.П. Град ова, И.П. Данилова, М.Г. Доли нску ю, П.С. Завьялова, М.И. Круг лова, М.И. Кныша, А.Н. Литв инен ко, Н.К. Моисееву, Т.А. Сали мову, С.Г. Светунькова, И.А. Спир идон ова, P.M. Тихонова, Р.А. Фатх утди нова, И.П. Чепурного, А.Ю. Юдан ова, Н.С. Яшина и др.
Анализ и обобщение науч ных работ зару бежн ых и отеч еств енны х авторов по указанной тема тике, несмотря на их широ кий спектр, пока зыва ет, что в научной лите рату ре проблема форм иров ания управления конк урен тосп особ ност ью на сего дняш ний день не получила долж ного освещения. Недо стат очна я проработанность аспе ктов данной проб лемы, ее акту альн ость и возр аста ющая практическая знач имос ть предопределили выбо р темы и основных напр авле ний исследования.
Исследование пров одит ся за пери од 2016-2020 гг.
Апро баци я работы. Осно вные положения, выво ды и реко менд ации, сформулированные в диссертационной рабо те, докладывались в порядке обсу жден ия на теор етич ески х семинарах и конференциях.
Магистерская диссе ртаци я состоит из введения, трех глав, заклю чения, списка использованных источ ников и литер атуры. Содержит 86 страниц основ ного текста, включ ает 8 рисун ков, 14 табли ц, список литер атуры из 72 наиме нован ий.
Во введении обосн ована актуальность темы диссертационной работы, определены цель и задач и, определены предм ет и объек т исследования. В первой главе диссертации раскр ыты теоретико-методические основ ы конкурентоспособности орган изаци и. Во второ й главе диссе ртаци и проведен анализ конку ренто спосо бност и российских комме рческ их предприятий. В третьей главе диссертации пути повышения конку ренто спосо бност и российских комме рческ их предприятий. В заключении сформ улиро ваны основные вывод ы и резул ьтаты проведенного иссле дован ия.
На современном этапе экономического развития, проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.
В магистерской диссертации проведено комплексное исследование теоретических, методологических и практических основ повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий в условиях рыночной среды.
В первой главе магистерской диссертации исследованы теоретико-методические основы конкурентоспособности организации.
Сущность конкурентоспособности предприятия кроется в его способности производить товары и услуги, которые востребованы в настоящее время. Определяется конкурентоспособность преимуществами предприятия по сравнению с другими фирмами в конкретной сфере. Чтобы управление конкурентоспособностью предприятия на деле было эффективным, требуется поставить и реализовать в этом направлении цели социального, коммуникационного и экономического характера. Любое предприятие, любой субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность на стыке внешней и внутренней среды. Первая предопределяет угрозы и возможности внешнего окружения, а вторая формирует внутренний потенциал субъекта хозяйствования. Поэтому необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности организации.
Факторы конкурентоспособности организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Факторы микросреды и макросреды оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования фирмы косвенно, ими фирма сама не имеет возможности управлять. Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.
Оценка конкурентоспособности организации представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Методы оценки конкурентоспособности предприятия подразделяются на аналитические и графические. Применение в совокупности ряда методов будет способствовать достоверным, точным результатам в анализе, выборе и разработке необходимой конкурентной стратегии в практической части работы.
Во второй главе магистерской диссертации проведен анализ конкурентоспособности российских коммерческих предприятий.
Сделан вывод о том, что в настоящий момент для большинства российских коммерческих предприятий характерна низкая конкурентоспособность на мировом рынке. В отличие от развитых и ряда развивающихся стран, Россия не только испытывает недостаток эффективных крупных компаний мирового уровня, но еще больше страдает от отсутствия растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Поэтому целесообразным будет изучение конкурентоспособности отдельного коммерческого предприятия (ООО «Крис»).
ООО «КРИС» − одна из ведущих компаний на рынке Туапсе и Туапсинского района в области комплексного предложения тепловентиляционного оборудования, кондиционеров, климатических систем, их монтажа и сервисного обслуживания. Оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия ООО «Крис» показала, что лидером рынка является ООО «М-Видео». ООО «КРИС» отстает от непосредственного лидера на 6,8 баллов. Главными критериями, по которым ООО «КРИС» уступает лидеру, являются цена, продвижение товара, реклама. Анализируя систему скидок, предоставляемых магазинами, следует отметить, что наиболее привлекательной обладает «DNS», за ним следует «М-Видео», далее «КРИС». Наименее привлекательна система скидок у «Техносклад».
Анализ мирового опыта управления конкурентоспособностью коммерческих предприятий дает представление о путях разработки и подходов к реализации стратегии устойчивого развития стран вне сырьевого сектора в условиях плодотворного сотрудничества коммерческих предприятий и власти при всем многообразии экономического уклада жизни в этих странах. Коммерческие предприятия занимают особое место в экономической системе страны и является важнейшим фактором обеспечения инновационной составляющей экономического роста. Ярким примером служат развитые страны мира, продукция которых на мировом рынке признана высоко конкурентоспособной.
В третьей главе магистерской диссертации разработаны пути повышения конкурентоспособности российских коммерческих предприятий. Магистрантом предлагаются следующие меры по повышению конкурентоспособности российских коммерческих предприятий: обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг на целевых рынках; рост производительности труда сотрудников предприятия и его подразделений; внедрение в деятельность предприятия новых технологий и их постоянное использование; повышение профессионализма сотрудников и развитие кадрового потенциала; использование сырья и материалов высокого качества; постоянный (систематический) анализ сильных и слабых сторон фирмы. В целях повышения эффективности работы маркетинговой службы на предприятии необходимо нанять специалиста в данной области (маркетолога), перераспределить функциональнее обязанности работников данного структурного подразделения и зафиксировать изменения документально (создать Положения об отделе и должностные инструкции). Предположительно в результате описанных преобразований производительность труда возрастет на 15-20%, а эффективность маркетинговой деятельности предприятия увеличится на 25-30%. Оценка эффективности повышения конкурентоспособности ООО «Крис» свидетельствует о том, что предложенные мероприятия являются эффективными.
Таким образом, магистрантом были решены все поставленные ранее задачи, следовательно, цель работы достигнута.
Внедрение в практику деятельности коммерческих предприятий, предложенных в диссертации рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью на основе усиления и реализации конкурентных преимуществ, овладение перспективными технологиями менеджмента и приемами конкурентной борьбы, в современных условиях жесткой конкуренции становится объективно необходимым условием долгосрочного эффективного функционирования коммерческих предприятий.
Подобные работы
- PR-отдел в системе корпоративного менеджмента. Профессиограмма специалиста
- PR-проект по продвижению киберспорта среди студентов
- Анализ ассортимента торгового предприятия на примере магазина Пятерочка
- Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности розничного торгового предприятия (на примере "Магнит" АО "Тандер")
- Анализ конкурентной среды и повышение конкурентоспособности коммерческого предприятия
- Анализ результатов реализации управленческих решений
- Анализ сильных и слабых сторон ООО «Куюргазамолоко»
- Анализ состояния нефтеперерабатывающей промышленности
- Бурятский Государственный университет в социальных сетях (коммуникативный аспект)
- Визуальные коммуникации в рекламе (на примере рекламы группы компаний Титан)