Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Проблема агрессивности у дошкольников
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы агрессивности у дошкольников 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 6
1.2. Анализ понятия агрессивности: особенности агрессивного поведения в дошкольном возрасте 10
2. Эмпирическое исследование агрессивности детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 19
2.2. Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Дошкольный возраст это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.
Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.
Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Таким образом, агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.
По оценкам педагогических работников, в их профессиональной деятельности одной из самых современных и сложно разрешаемых проблем является проблема детской агрессии, которая вызывает безразличность, конфликтность, враждебность между участниками образовательного процесса. В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учеными.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В связи с увеличением числа детей, склонных к агрессивному поведению, особенно важно изучение и своевременная профилактика агрессивного поведения в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Проявления агрессивного поведения, сложившегося в детстве, сохраняется и развивается, превращаясь в устойчивое личностное качество на протяжении дальнейшей жизни человека.
Противоречие: между необходимостью профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, и недостаточностью методических рекомендаций и пособий для педагогов ДОУ по данному вопросу.
Проблема исследования: каково содержание первичной профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: агрессивное поведение старших дошкольников как социальное явление.
Предмет исследования: содержание первичной профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – исследовать проблему агрессивности у дошкольников.
Гипотеза исследования: профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста должна включать в себя: подбор диагностических методик, ориентированных на выявление агрессивного поведения; разработку комплекса мероприятий ориентированных на выявление агрессивного поведения у детей.
Задачи исследования:
- дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
- провести анализ понятия агрессивности: выявить особенности агрессивного поведения в дошкольном возрасте;
- провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение, анкетирование, специальные методики.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. В старшем дошкольном возрасте происходит проявление устойчивого интереса к установлению положительных взаимодействий со сверстниками и взрослыми, расширяется круг общения. Дети старшего дошкольного возраста активно включаются в жизнь общества, овладевают нормами, принятыми в обществе, в результате чего накапливается социальный опыт.
Под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность обычно подразумевает наличие агрессивных эмоций и вызывает не только какие-то ощущения или общие реакции, но и влечёт конкретные действия.
Основными методами профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: игровая терапия, релаксация, проективное рисование, куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Формы профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: индивидуальная, групповая, коллективная и работа в парах.
Для диагностики агрессивного поведения старших дошкольников нами были использованы следующие методики:
1. Анкета для родителей Г.П. Лаврентьева и Т.М.Титаренко.
2. Графическая методика «Кактус».
3. Беседа с воспитанниками на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
4. Проективная методика «Несуществующее животное».
По результатам проведенных методик с детьми старшего дошкольного возраста можно сделать вывод: 13 (76%) детей старшего дошкольного возраста имеют слабый уровень агрессивного поведения; 1 ребенок (6%) старшего дошкольного возраста имеет средний уровень агрессивного поведения; 2 детей (12%) старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень агрессивного поведения; 1 ребенок (6%) старшего дошкольного возраста имеет повышенный уровень агрессивного поведения.
Разработанный нами комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста способствует сплочению группы, улучшению взаимоотношений детей в группе, что является важным условием профилактики агрессии в поведении детей. Данный комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения дает возможность старшему дошкольнику проявить себя с положительной стороны, так же в приемлемой форме выплеснуть гнев, злость и агрессию. Разработанный комплекс мероприятий позволит предупредить агрессивное поведение.
Таким образом, на основе теоретических и полученных эмпирических данных мы разработали комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ № 177. Гипотеза в процессе проверки нашла свое подтверждение. Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека