Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Проблема проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции
Введение 3
1. Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции как психолого-педагогическая проблема 5
1.1. Феномен агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста 8
2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 13
2.1. Организация исследования по коррекции детей младшего школьного возраста 13
2.2. Анализ данных исследования детей и их родителей 14
2.3. Разработка плана мероприятий по коррекции агрессивного поведения младших школьников 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 35
В связи с изменениями, происходящими в мире: социальное, экономическое, политическое напряжение, кризис семьи, занятость родителей, кино-, игровая индустрия, популяризирующая насилие, открытый доступ в интернет, число детей с агрессивным поведением, увеличилось. В настоящий период, проявление агрессии в детской среде является преобладающей формой девиантного поведения.
Агрессия обусловлена социальными и психологическими факторами. К ним относятся: слабая социализированность личности, недостаточность воображения, дисгармоничное воспитание, влияние внешних раздражителей и т.д.
Число младших школьников с агрессивным поведением, стремительно растет. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни, ошибками семейного воспитания, невниманием школы и психическим состоянием ребенка. В этих условиях особенно актуализируется разработка плана мероприятий по коррекции агрессии.
Данная тема рассматривалась в трудах многих ученых, как зарубежных, так и русских, к ним относятся: Г.М. Андреева, А.И.Арнольдов, А.Басс, Э. Берн, Р. Бэрон, А.Дарки, А.Г. Долгова, Т.В. Драгунова, С.Н. Дубинин, И.В. Дубровина, С.Н. Ениколопов, В.И. Жельвис, В.Н. Карандашев, Н. Кириченко, В. И. Курбатов, Э. Мазлиш, З. Матейчек, А.В. Мудрик, Л.Ф. Обухова, В. Оклендер, П.Д. Павленок, А. Реан, Ф.С. Сафуанов., Л.М. Семенюк, Х. Хеккаузен,, М.Е. Хилько, Е.И. Холостова, Е. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас, В. Юстицкис. При исследовании проблемы агрессии, исследователи, как правило, классифицировали типы проявления агрессией, что помогало в корректировке такого поведения (А.Басс и А. Дарки, Х. Хеккаузен и др.).
Объект исследования: младшие школьники с агрессивным поведением.
Предмет исследования: проблема проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции.
Цель исследования – исследовать проблему проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции.
Задачи исследования:
1) Раскрыть феномен агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе;
2) Описать факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста;
3) Провести диагностику агрессивного поведения среди школьников 7-10 лет;
4) Разработать план мероприятий по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ, синтез и обобщение научной литературы;
2) Эмпирическое исследование диагностики и коррекции агрессивного поведения младших школьников с использованием анкетирования, беседы, (опросник Барнса, Дарки; тест «Кактус» М.А. Панфилова, анкетирование родителей, анализ личных карт детей) проектирование плана мероприятий по коррекции агрессии младших школьников.
Исследование проводилось на базе центра помощи семье и детям г. Майкоп.
В исследовании принимало участие 49 человек, 10 семей, 37 участников клуба «Школьник». Из них 16 девочек и 21 мальчиков, в возрасте от 9 до 12 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Детская агрессия – это возможно не самая острая проблема, встающая перед социальными учреждениями, но именно из нее вырастают гораздо более серьезные проблемы, такие как различные отклонения в поведении подростков. Поэтому такие проблемы тоже необходимо решать, и уделять им должное внимание. Именно специалист социальной работы, общаясь с различными семьями, должен быть первым кто заметит, такие проявления. В таких случаях, специалист должен знать, как решить эту проблему.
Для этого мы и проводили наше исследование. Изучив в первой главе научно-методическую литературу, мы дали понятие таким понятиям, как «агрессия», «агрессивность», «детская агрессия» классифицировали агрессию, для выявления способа коррекции. Рассмотрели различные социальные факторы, влияющие на поведение ребенка. Мы выяснили, что главным оказывающим влияние, фактором будет семья, школа – вторым. Какой статус семья имеет, в каких условиях она проживает, каков состав, и кто воспитывает ребенка, все это также оказывает большое влияние на ребенка. Так было замечено что дети из семей в которых царит понимание, имеют положительные показатели в учебе. Большое количество негативных факторов складывается вследствие того, что дети стараются оправдать ожидания родителей. Нередко это перерастает в чувство опасения или страха, которое приводит к агрессивному поведению ребенка и созданию барьеров, которые препятствуют взаимодействию индивидуума с окружающим миром.
Во второй главе, мы провели диагностическое исследование детей и родителей, и разработали план мероприятий для работы не только с ребенком, но и с родителями. В основе данного плана лежит целенаправленное комплексное взаимодействие специалистов. Для эффективного применения данного плана родители, должны учувствовать в нем на «сто процентов». Так как, взаимное доверие и уважение в семье разрушает агрессивное начало у несовершеннолетних.
Таким образом, нами были решены все поставленные задачи, и с их помощью мы выполнили и цель нашего исследования, а именно, изучили содержание технологии коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Подводя итог, необходимо указать, что окружающая социальная среда, условия проживания в семье, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это оказывает влияние на ребенка. Поэтому необходимо начинать коррекцию с работы с семьей. Таким образом, если мы будем осторожно и бережно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека