Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Проблема развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже 5
1.1. Биография и научное наследие Ж. Пиаже 5
1.2. Теория интеллектуального развития Пиаже 9
2. Анализ проблемы развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже 14
2.1. Характеристика проблемы развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже 14
2.2. Анализ теории детского мышления Ж. Пиаже 19
2.3. Применение теории Пиаже в практике образования 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.
Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается; полная логическая уравновешенность достигается в подростковом возрасте на уровне формальных операций.
Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.
Цель работы – проанализировать проблему развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы проблемы развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже;
- провести анализ проблемы развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже;
- провести анализ теории детского мышления Ж. Пиаже;
- охарактеризовать применение теории Пиаже в практике образования.
Предметом исследования является стадии развития мышления. Объектом исследования является проблема развития мышления в ранних работах Ж. Пиаже.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие является результатом последовательных стадий развития личности. Развитие интеллекта ребенка происходит в постоянных поисках равновесия между тем, что ребенок знает и стремится понять. Все дети проходят эти стадии в одинаковой последовательности под влиянием таких факторов, как созревание нервной системы, накопления опыта, развитие речи и воспитания. Когнитивное развитие ребенка может блокироваться на определенном этапе, если один из перечисленных факторов недостаточно представлен.
Одна из теорий развития мышления ребенка (Ж.Пиаже) получила название «операциональной». Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.
Согласно теории Пиаже, в развитии интеллекта человека можно выделить четыре главных периода: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет), дооперационная стадия (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).
Итак, по результатам проведенных исследований мы еще раз убедились в том, что Пиаже - один из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьшается.
Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребенка совершенно отличается от мышления взрослого человека.
Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии.
Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебленными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении. Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Пиаже.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека