Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Проблемы психологии воли
Введение 3
1. Понятие и сущность проблемы психологии воли 4
2. Историко-психологическая периодизация исследований по проблеме психологии воли 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
В связи с всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Этим и определяется актуальность данной работы.
Проблема воли относится к числу традиционных для отечественной психологии проблем.
Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX века в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.
По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов. Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, которые можно наблюдать и оценивать.
Цель работы – исследовать актуальные проблемы психологии воли.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность проблемы психологии воли.
2. Провести историко-психологическую периодизацию исследований по проблеме психологии воли.
Первый период проблематики психологии воли охватывает время с XI до конца XVII века. Это философский период накопления и оформления эмпирических психологических взглядов православных и русских философов. С появлением письменности воззрения о воле и волевом процессе получают отражение в летописях, поучениях, завещаниях.
Второй период охватывает время с XVIII века до н. XXI века и характеризуется как время создания философских, естественнонаучных, собственно психологических концепций воли и волевой регуляции.
Характерной особенностью современного этапа развития психологии является повышение интереса психологов к волевой проблематике, что отражено в резком росте количества публикаций, углублении теоретических представлений о волевой регуляции и разработке принципов психологического исследования волевой регуляции.
Анализируя современное состояние отечественной психологии воли, можно выделить основные тенденции, характеризующие данный этап: системно-структурный подход в исследованиях; практическая направленность исследований; создание либо выделение новых направлений исследований из общего русла работ; спецификация исследований (на материале различных отраслей психологии: медицинской, специальной, военной, социальной и др.).
Некоторое отставание может свидетельствовать о неоднозначности связей между общетеоретическими подходами к воле и волевой регуляции и характеристиками научно-исследовательской ситуации в определенной отрасли науки.
Представляется, что рассуждения и примеры, которые приведены выше и направлены на понимание природы человеческой воли (как выражение жизненных смыслов и целей), помогут задать дальнейшие ориентиры в изучении столь сложной проблематики.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека