Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологическая характеристика детей с церебрастенической формой задержки психического развития
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования детей с церебрастенической формой задержки психического развития 5
1.1. Общая характеристика и формы задержки психического развития у детей 5
1.2. Клиническая характеристика детей с церебрастенической формой задержки психического развития 10
2. Анализ современных представлений о психологической характеристике детей с церебрастенической формой задержки психического развития 15
2.1. Опыт исследования детей с церебрастенической формой задержки психического развития 15
2.2. Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Новые задачи, выдвинутые обществом в области образования подрастающего поколения, актуализировали изучение проблемы умственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют преимущественное большинство.
Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий
Изучение задержки психического развития (ЗПР) у детей является актуальной проблемой специальной психологии. Создание методов психолого-педагогической помощи детям с ЗПР требует глубокого понимания специфических особенностей их психологического развития на разных возрастных этапах.
Дети с ЗПР дошкольного возраста являются наименее изученной группой, так как клинические проявления данного состояния в раннем возрасте оказываются схожими с умственной отсталостью, общим недоразвитием речи и даже педагогической запущенностью. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель работы – дать психологическую характеристику детям с церебрастенической формой задержки психического развития.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты исследования детей с церебрастенической формой задержки психического развития;
- провести анализ современных представлений о психологической характеристике детей с церебрастенической формой задержки психического развития.
Объект исследования – психологическая характеристика детей с церебрастенической формой задержки психического развития.
Предмет исследования – дети с задержкой психического развития.
ЗПР характеризуется замедленным темпом созревания психических и психомоторных функций и отражается на незрелости личности в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, а также познавательных способностей мозга: памяти, внимании, мышлении. Отставание детей с ЗПР от сверстников проявляется в недостаточной сформированности всех мыслительных операций: анализе, синтезе, обобщении, классификации, переноса, абстракции. Но нарушения эти негрубые, носят компенсаторный характер и имеют обратное развитие.
Отличительной чертой детей с ЗПР является их стремление получать удовольствие, их интересы неустойчивы, мотивы расплывчаты, в деятельности они очень любят перемены, но при этом имеют неадекватное представление о самом себе, часто считают себя исключительными. Дети с ЗПР имеют неустойчивую концентрацию внимания, его низкую переключаемость и распределяемость, поэтому быстро утомляются на уроках. С трудом решают словесно-логические задачи, затрудняются в определении причинно-следственных связей, часто смешивают понятия, например времена года с месяцами, не умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, что сказывается на освоении элементарных представлений о них. Игровая деятельность детей характеризуется неумением самостоятельно организовать развернутую игру без помощи взрослого. Дети данной категории часто импульсивны, гиперактивны, тревожны, агрессивны, имеют трудности в обучении в школе. В то же время задержка психического развития получила название «психического инфантилизма», который определяется как несоответствующий возрасту незрелый психический и физический статус.
ЗПР может выступать как первичный, так и вторичный дефект на фоне расстройства речи, например. В структуре дефекта ЗПР может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также церебрастенический и психоорганический синдром. Данные синдромы могут выступать как отдельно, так и в сочетании друг с другом.
В целом, резюмируя изложенное, можно дать следующую психологическую характеристику детей с церебрастенической формой задержки психического развития:
1) Недостаточная познавательная активность и незрелость высших психических функций – внимания, восприятия, памяти и мышления - определяют своеобразие протекания у детей с церебрастенической формой задержки психического развития познавательной деятельности. Поскольку познавательная деятельность является способом освоения знаний и представлений об окружающем, то у детей данной категории «багаж» знаний часто ограничивается обиходными представлениями и характеризуется бедностью и неточностью.
2) Недоразвитие когнитивных предпосылок и ограниченность представлений об окружающем мире определяют ряд особенностей речевого развития детей с церебрастенической формой задержки психического развития. Среди них бедность и неточность словаря, несформированность семантических полей, фонематических процессов, системы словоизменения и словообразования. Связное высказывание, как наиболее сложный и поздний вид речевой деятельности, к старшему дошкольному возрасту оказывается несформированным.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека