Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра
Введение 3
1. Теоретические основы формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройствами аутистического спектра 5
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 5
1.2. Понятие и особенности развития навыков самостоятельности в быту у школьников 13
1.3. Особенности формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройствами аутистического спектра 15
2. Экспериментальное изучение особенностей формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройствами аутистического спектра 21
2.1. Организация эксперимента 21
2.2. Описание результатов экспериментального изучения сформированности навыков самостоятельности в быту у детей с расстройствами аутистического спектра 22
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложения 50
Актуальность темы в первую очередь обусловлен его разноплановой этиологией, отсутствием единого подхода к обследованию и коррекции. Тем самым увеличивается процентное соотношение диагностированных детей в более позднем возрасте.
Российской статистики по раннему детскому аутизму (далее – РДА) не существует. В других странах частота РДА оценивается от 5 до 15—20 на 10 тыс. детского населения. В США насчитывается 300 - 400 тыс. детей, страдающих РДА, т. е. по частоте РДА находится на 4 месте среди различных видов хронической нервно-психической патологии у детей после умственной отсталости, эпилепсии и детского церебрального паралича. Если применить данную методологию к нашей стране, то на детское население России (меньше США в 2 раза), то в среднем на территории нашей страны от 150 - 200 тыс. детей с данным заболеванием.
Актуальность проблемы РДА обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства. Как показывает отечественный и зарубежный опыт ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психолого-педагогическая коррекция дает возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний и искусстве.
Данная проблема усугубляется и тем, что на сегодняшний день, не смотря на почти столетнее изучение данной проблемы, в нашей стране отсутствуют специалисты для выявления РДА и социализации таких детей.
Большинство специалистов, изучающих это нарушение развития, среди многообразия проявлений психической дефицитарности аутичных детей в качестве центральной проблемы выделяют особенности формирования их аффективной сферы, отмечаемые уже на самых ранних этапах развития.
Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, специальной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение.
Цель исследования – дать психологическую характеристику детей с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройствами аутистического спектра;
- провести экспериментальное изучение особенностей формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования – дети с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования – особенности формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройствами аутистического спектра.
Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы таких авторов как Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, С. С. Морозова, В. В. Лебединский, В. М. Башина, Т. Питерс, А. Франческа, Л. Винг и др., мы дали определения таким понятиям как «аутизм» и «расстройства аутистического спектра». Термин «аутизм» ввел шведский психиатр Э. Блейер, а термин «расстройства аутистического спектра» британский врач-психиатр Л. Винг. На сегодняшний день нет общего определения понятий термина «аутизм», аутизм рассматривается как нарушение общего развития. Так же мы указали синдромы, входящие в спектр аутистических расстройств. Дали клинико-психологическую характеристику детям с РАС.
Указали, что в наше время для диагностики аутизма чаще других используют две международные классификации психических расстройств и заболеваний: МКБ – 10 и DCM – IV. Привели основные критерии аутистических расстройств, описанных зарубежными и отечественными исследователями. Описали четыре группы аутизма по классификации О. С. Никольской. Рассмотрели структуру дефекта. В 1985 г. В. В. Лебединский и О. С. Никольская предположили, что в качестве первичного дефекта выступает сенсоаффективная гиперстезия и низкий психический тонус, что приводит к появлению вторичных признаков: собственно аутизм, стереотипии и аутостимуляция.
Анализ литературы позволил нам выявить особенности формирования социально-бытовых навыков; проблемы обучения навыкам самостоятельности в быту. К основным проблемам относят: трудности планирования, организации и контроля деятельности; эмоциональная зависимость от другого человека; недостаточность мотивации; нарушение контакта; трудность произвольного сосредоточения; страхи; нарушения мелкой моторики; сенсорная чувствительность; негативизм; нарушение мышечного тонуса; общая моторная неловкость; зависимость от постоянных инструкций со стороны взрослых; потребность в подсказках; поведенческие стереотипии и др. Все выше описанные трудности поддаются коррекции.
Мы убедились, что формирование самостоятельности в быту у детей с РАС является особой проблемой; невозможно предсказать, с какой скоростью будет формироваться конкретный навык у конкретного ребенка; дети с РАС, которые имеют неплохие интеллектуальные возможности, могут быть абсолютно беспомощными в быту.
Овладение навыками самообслуживания является значимым шагом на пути к независимости людей с РАС. Несмотря на тяжесть РАС, необходимо создавать условия для развития максимально возможной степени самостоятельности у детей.
Вторая глава была посвящена изучению сформированности навыков самостоятельности в быту у детей с РАС.
Мы провели эксперимент, на группе испытуемых, которую составили трое детей: Андрей К. (11 лет), Дима И. (15 лет) и Савелий К. (15 лет).
Для решения задач исследования нами была использована методика диагностики раннего детского аутизма (К. С. Лебединская, О. С. Никольская), которая позволила нам выявить специфические особенности всех психических функций, касающихся социально-бытовой направленности: в аффективной сфере; в сфере общения; в сфере влечений; в восприятии; в моторике; в речи.
В результате проведенной диагностики мы обнаружили у наших испытуемых специфические особенности практически во всех сферах.
Для получения более подробной информации об уровне сформированности навыков самостоятельности в быту была использована анкета для родителей. Были получены сведения об уровне сформированности навыков самостоятельности у Димы И., Савелия К., Андрея К.
Были использованы следующие методы эксперимента: беседа, наблюдение. Беседа проводилась с родителями детей и учителем. Наблюдения проводились в школе и в условиях семьи. Это позволило нам увидеть разницу поведения детей в школе и дома.
В результате проведения исследования, нами были составлены индивидуальные характеристики детей. Исходя из полученных, данных мы определили, что Андрей К. и Савелий К. относятся ко второй группе аутизма по классификации О. С. Никольской, а Дима И. к первой.
Были выявлены причины, которые искажают развитие навыков самостоятельности в быту у наших испытуемых: трудности планирования, организации и контроля деятельности (характерны для всех детей); эмоциональная зависимость от другого человека (наиболее типична для Андрея); недостаточность мотивации (Савелий, Дима, Андрей); нарушение контакта (Савелий, Дима); трудность произвольного сосредоточения (Савелий, Дима, Андрей); нарушения мелкой моторики (Савелий, Андрей); негативизм (Савелий); общая моторная неловкость (Дима); зависимость от постоянных инструкций со стороны взрослых (Дима, Андрей); проблемы поведения: агрессия (Савелий);
Приведена диаграмма сформированности навыков самостоятельности в быту, которая показала неравномерность развития социально-бытовых навыков у детей с РАС.
В результате проведения констатирующего эксперимента нами было получено подтверждение первой части гипотезы - формирование навыков самостоятельности в быту у детей с РАС нарушено по причине искаженного психического развития.
Кроме того, проведенное исследование позволило убедиться в том, что детям с РАС для формирования навыков самостоятельности в быту требуются разные виды и масштабы помощи. А центральное значение имеет индивидуализация коррекционной работы.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека