Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологические аспекты воспитания младшего школьника в семье разведённых родителей
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников в разведенных семьях 7
1.1. Семья как социально-культурная среда воспитания младших школьников 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из разведенных семей 14
1.3. Психологические особенности воспитания младших школьников в разведенных семьях 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей воспитания младших школьников в разведенных и полных семьях 26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 26
2.2. Анализ различий в восприятии семейной ситуации и психологических особенностей младших школьников из разведенных и неполных семей 34
2.3. Рекомендации по воспитанию младших школьников в разведенных семьях 43
Выводы по 2 главе 45
Выводы 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 1 58
Приложение 2 60
Приложение 3 63
Есть доклад с презентацией для защиты (900 рублей)
Перед педагогом всегда стоит сложнейшая задача – формирование личности ребенка. Но особенно усложнилось ее решение сегодня, когда идет перестройка общественных отношений, меняются содержание и технологии воспитания. В школу приходит педагогика сотрудничества, сущность которой составляет внимание к внутреннему миру ребенка, доверие к его силам и возможностям. Такое изменение ситуации, естественно, требует не просто новых приемов и методов воспитания, а построения самого процесса воспитания на новых научных основаниях. В этих условиях значительно повышаются требования к психологической компетентности учителя.
Младший школьный возраст – это особенный этап в жизни каждого ребенка, который связан с формированием нового вида ведущей деятельности (от игры к учению), с серьезной перестройкой всей логики его психологического развития с обретением социально значимой роли – статуса ученика с собственным набором прав и обязанностей перед обществом.
Несомненно, решающая роль в данном процессе принадлежит семье. Прибавлению социального опыта в немалой степени способствуют взаимоотношения в семье, частое общение со сверстниками, а также усвоение и овладение новыми социальными ролями, приобщение к социальной среде.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблемы, связанные с семьей приобретают всю большую значимость в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: резко возросло число разводов – распадается почти каждый второй брак. Развод – это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, в данной ситуации именно дети получают психологическую травму.
Во все времена школа не оставляла без внимания работу с семьей и социальным окружением своих учеников. Сейчас, учебные заведения призваны целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими разнообразные психологические и эмоциональные трудности.
Определяющая роль в воспитании ребенка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания, взаимоотношения родителей между собой, непосредственно с ребенком. В ней закладывается основной фундамент в процессе становления личности ребенка.
Проблемами семейного воспитания детей занимались такие ученые, как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Л.С. Славина и другие.
Цель исследования – на основе теоретических и эмпирических результатов исследования определить психологические особенности воспитания детей младшего школьного возраста в разведенных семьях.
Объект исследования – процесс воспитания детей младшего школьного возраста в разведенных семьях.
Предмет исследования – влияние семейных отношений в разведенных семьях на воспитание детей младшего школьного возраста.
Исходя из целей исследования нами были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать семью как социально-культурную среду воспитания младших школьников.
- Проанализировать психолого-педагогические особенности личности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях разведенных семей.
- Исследовать специфику воспитания младших школьников в разведенных семьях.
- Осуществить эмпирическое исследование психологических особенностей воспитания младших школьников в разведенных и полных семьях.
- Разработать психологические рекомендации по воспитанию младших школьников в разведенных семьях для родителей.
Гипотеза исследования состоит в том, что имеются статистически значимые различия в восприятии семейной ситуации и психологических особенностях младших школьников из разведенных и полных семей. Так детям из разведенных семей присущи более высокий уровень тревожности, менее высокая самооценка, восприятие ситуации в семье как конфликтной и т.п.
Методологической основой исследования являются теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение изученного материала; эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование, обработка результатов исследования.
В исследовании приняли участие 60 детей младшего школьного возраста: 30 чел. – из полных и 30 чел. – из разведенных семей. Определяющими факторами выборки были: возраст (7 лет), тип семьи (полный и неполный) и длительность проживания ребенка в разведенной семье, то есть с одним из родителей (не менее трех лет).
Все они являются учащимися МАОУ СОШ № г. Москвы.
В проведенном эксперименте были применены следующие методики: проективная и полупроективная методики «Кинетический рисунок семьи» и фильм-тест Р.Жиля, направленные на изучение межличностных отношений как в семье, так и в социальной группе; методика на определение уровня самооценки младших школьников «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн; «тест на тревожность» авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; рисунок человека К.Маховер, Ф Гудинаф.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы и трех приложений.
Для того, чтобы выявить предполагаемые различия в уровне и качестве развития особенностей личностной сферы младших школьников из разведенных семей, была решена следующая задача. Так как особенности личностной сферы характеризуются такими показателями как самооценка, полоролевая идентичность и потребность в социализации нужно было подобрать методики, которые бы оценивали эти показатели. Для решения этой задачи были подобраны следующие методики: диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн, Кинетический рисунок семьи для выявления характера семейных отношений, Рисунок человека для определения полоролевой идентификации, тест на тревожность Р. Тэммл, Дорки и тест-фильм Рене Жиля на выявление межличностных и семейных отношений.
При обработке результатов, с помощью выбранных методик, были произведены необходимые измерения показателей, у которых в дальнейшем были посчитаны и обработаны первичные данные использованных методик. Всего методик было выбрано пять, общее число показателей по всем методикам составило 25 шкал. Из которых значимых осталось лишь 13.
В ходе обработки данных с помощью сравнительного анализа средних значений Т-критерия Стьюдента, были выявлены значимые различия между несколькими показателями исследуемых групп. Полученные данные помогли выявить значимые различия в таких показателях особенностей личностной сферы как самооценка и полоролевая идентификация. Значимые различия указали на более низкую самооценку у детей из разведенных семей, так же на уровень полоролевой идентификации, по результатам он был ниже у детей из неполной семьи. Эти данные подтверждают гипотезу о значимых различиях в средних значениях данных показателей.
В целом по результатам исследования можно сказать, что гипотеза нашла свое подтверждение. Таким образом, поставленные задачи в ходе исследования были выполнены, цель данной работы достигнута.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека