Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологические особенности мышления младших школьников
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения мышления в младшем школьном возрасте 5
1.1. Основные подходы к проблеме мышления в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Психологическая характеристика мышления младших школьников 16
1.3. Учет мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе 20
2. Экспериментальное исследование особенностей мышления младших школьников 26
2.1. Описание процедуры исследования 26
2.2. Анализ полученных результатов 33
2.3. Рекомендации по развитию мышления младших школьников 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни; начинаются активные процессы всестороннего психического развития, что находит свое отражение в формировании отдельных компонентов всех личностных сфер, в том числе и познавательной. Особая роль отводится мышлению, так как именно в этот период оно дает основы для дальнейшего развития. Это обуславливает актуальность исследования.
Вопрос о развитии мышления изучался многим психологами, среди них и зарубежные, такие как Жан Пиаже, Анри Валлон, Барбель Инельдер, и отечественные Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л, Рубенштейн, П. Я. Гальперин, А. А. Смирнов и другие.
Объектом исследования выступили дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является мышление детей младшего школьного возраста.
Цель данного исследования: проанализировать психологические особенности мышления младших школьников.
Для реализации цели нами были поставлены задачи:
- раскрыть теоретические аспекты изучения мышления в младшем школьном возрасте;
- провести экспериментальное исследование особенностей мышления младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников.
Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы, эксперимент, тестирование. Были использованы следующие методики: матрица Равена и методика изучения словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене.
Эмпирическое исследование особенностей мышления было проведено на базе МБОУ г. Орел «Средняя общеобразовательная школа № 3». В эксперименте приняли участие 20 человек 4 «А» класса, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Мышление – опосредованное и обобщенное познание окружающего мира. Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Функции мышления: понимание, решение проблем и задач, целеобразование, рефлексия. Можно сделать общий вывод о том, что базой для типологии в подавляющем большинстве случаев служит или возраст или критерий продуктивности мышления.
Особенности мышления младших школьников таковы: мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития; происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах; активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое.
В младшем школьном возрасте развиваются все три формы мышления (понятие, суждение, умозаключение): овладение научными понятиями совершается у детей в процессе обучения; в развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность; суждение превращается в умозаключение по мере того, как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается ещё в проверке.
Успешное формирование мыслительной деятельности учащихся возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей мыслительных процессов и решения центральных задач в развитии логического мышления.
Эмпирическое исследование особенностей мышления было проведено на базе МБОУ г. Орел «Средняя общеобразовательная школа № 3». В эксперименте приняли участие 20человек 4 «А» класса, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
В исследование были использованы следующие методики: матрица Равена и методика изучения словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене.
По итогам эмпирического исследования, основанного на том, что к концу младшего школьного возраста должны быть хорошо сформировано наглядно-образное мышление и начинает формироваться словесно-логическое, мы видим, что средний и высокий уровень развития наглядно-образного мышления, исследуемое с помощью матриц Равена, говорит о том, что учащиеся успешно могут оперировать в уме образами и наглядными представлениями при решении задач. Это характерно для данного возраста. Данные исследования показали, что 60 % имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления. А все остальные имеют низкий. Если обобщить результаты всей группы, то можно сказать, что наглядно-образного мышление в испытуемой группе развито в пределе нормы. Для успешного развития наглядно-образного мышления, учитель должен строить так урок, чтобы стимулировать его развитие.
Результаты анализа данных по методики Э. Ф. Замбацявичене показывают, что успешно овладели мыслительными операциями более половины учащихся, это характерного для их возраста.
Успешность обучения в школе зависит от уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления. Логические задачи - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека