Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологические особенности памяти детей младшего школьного возраста
Введение 3
1. Общая характеристика психологических особенностей памяти детей младшего школьного возраста 5
1.1. Характеристика памяти как познавательного процесса 5
1.2. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 14
2. Эмпирические исследование психологических особенностей памяти детей младшего школьного возраста 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей. Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают, что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она – есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель – исследовать психологические особенности памяти детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- дать характеристику памяти как познавательного процесса;
- проанализировать особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
- провести эмпирические исследование психологических особенностей памяти детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психологические особенности памяти детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: метод эксперимента:
Методика 1. Определение объема кратковременной зрительной памяти.
Методика 2. «Запомни цифры». Слуховая память. Оценка объема.
Методика 3. Опосредованная память.
Методика 4. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания.
База исследования: исследование проводилось нами МБОУ СОШ №50. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (12 девочек, 8 мальчиков).
В психолого-педагогической литературе проблема исследования памяти имеет богатую историю, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существуют разнообразные подходы к пониманию термина «память». Проблема памяти на современном этапе является хорошо изученной, однако она продолжает активно разрабатываться. Имеется огромное количество направлений и теорий, которые освещают отдельные стороны памяти, вместе с тем, недостаточность информации отмечается в изучении произвольной памяти и выявлению наиболее оптимальных путей её развития.
Память – это процесс запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.
Существует большое количество классификаций типов и видов памяти. Так, по способу запоминания выделяют смысловую и механическую память. По особенностям запоминания и воспроизведения различают двигательную память; эмоциональную (аффективную) память; образную память, основывающаяся на эмоциях, чувствах; словесно-логическую (вербальную) память. По продолжительности сохранения полученной информации выделяются: непосредственная память; оперативная кратковременная память; долговременная память. Память обладает рядом специфичных процессов: заучивание; сохранение; воспроизведение; забывание.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Начиная с младшего школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Чаще всего младшие школьники для запоминания информации используют механическое запоминание посредством многократного повторения информации, что не является эффективным. Одним из средств успешного запоминания необходимой информации являются мнемические приемы. Это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую
Для изучения уровня сформированности произвольной памяти нами было организовано исследование с использованием некоторых психодиагностических методик. Исследование показало, что у детей наблюдается недостаточный уровень объема зрительной и слуховой памяти, опосредованного слухового запоминания, процессы запоминания недостаточно динамичны.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека