Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологические особенности профессиональной деятельности следователя
Введение 3
Глава 1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя 6
1.1. Специфика профессиональной деятельности следователя 6
1.2. Основные социально-психологические особенности профессиональной деятельности следователя 8
Глава 2. Профессиографирование (профессиограмма). Психологический анализ деятельности следователя 15
2.1. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности следователя 15
2.2. Психологические предпосылки успешной деятельности следователя (профессиограмма) 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
В настоящее время современное общество Российской Федерации всецело направлено на усиление защиты прав и свобод граждан, а также на борьбу с преступностью. Для обеспечения этого подразделениям внутренних дел необходимы не только квалифицированные сотрудники, но и психологическое сопровождение их непосредственной деятельности.
В служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов присутствуют определенные отличительные характеристики. Каждый сотрудник, выполняя свои непосредственные должностные обязанности, должен представлять насколько важна его социальная, а также профессиональная ответственность за всё, что он говорит, делает и как он поступает. Несение службы сопряжено с тяжёлыми физическими и психическими перегрузками, ситуации в которые попадает сотрудник не всегда находятся под контролем, возможны разные вариации исхода событий. Сотруднику приходится общаться с абсолютно разным контингентом населения. И самое главное, служба в органах внутренних дел требует от сотрудников решительных поступков и способности рисковать, когда это необходимо. Данные специфические особенности служебной деятельности сотрудников правоохранительной структуры предполагают их определенные личностные характеристики, благодаря которым профессиональная деятельность будет выполняться чётко и корректно.
В данной работе будет рассмотрена профессиональная деятельность следователя с психологической точки зрения. Ведь лицо, осуществляющее предварительное следствие по определенному уголовному делу, это основной корень уголовно-процессуального процесса. Именно он направляет и координирует действия всех сотрудников следственно-оперативной группы. Поэтому деятельность следователя требует от него не только знания юридических аспектов, но и так же обладания арсеналом психологических знаний, которые необходимы ему для установления профессионального контакта с людьми.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения психологической стороны профессиональной деятельности следователя, т.е., по существу, в необходимости создания профессиограммы для дальнейшего проведения комплекса мероприятий по оказанию психологической помощи данным сотрудникам, для повышения эффективности рабочей деятельности данных сотрудников, а также для помощи лицам, решившим стать следователем.
Объектом исследования является профессиональная деятельность следователя.
Предметом исследования выступает психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя.
Цель исследования - выявить особенности служебной деятельности следователя в психологическом аспекте, которые помогают данным сотрудникам обеспечивать высокий уровень производства следственных действий.
Гипотеза исследования: высокий уровень проведения следственных действий в профессиональной деятельности следователя зависит от наличия характерных для его должности личностных психологических особенностей.
Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
- раскрыть подходы к пониманию основных психологических особенностей профессиональной деятельности следователя в отечественной и зарубежной литературе:
- определить профессионально-психологические качества следователя, необходимые для эффективной деятельности в рамках уголовного процесса;
- разработать и обосновать профессиограмму деятельности следователя, обеспечивающую успешное выполнение им своих должностных обязанностей и ориентированную на психологическое сопровождение при производстве следственных действий.
Для решения поставленных задач были применены следующие теоретические методы: сравнительный анализ психологической литературы по проблеме исследования, в том числе отечественных и зарубежных ученых;
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы образовательными учреждениями при подготовке следователей к профессиональной деятельности, а также для их работы в органах внутренних дел РФ, ФСБ, ФСО РФ, в Следственном комитете при прокуратуре РФ.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Содержание курсовой работы изложено на 30 страницах.
Каждая профессия характеризуется целым рядом признаков, отличающих её от других. Среди них есть главные, определяющие характер и специфику профессиональной деятельности. Одним из таких определяющих признаков следственной работы является то, что она представляет собой вид государственной службы и политической деятельности. Всякое действие следователя в значительной мере является реализацией определенной политической линии, а вся работа в целом - существенным вкладом в общее дело борьбы с преступностью.
Политическая направленность работы следователя определяется теми задачами, которые непосредственно ставит перед ним закон: строгое соблюдение законности, искоренение всяких нарушений правопорядка, борьба с преступностью и причинами, её порождающими.
Чтобы успешно решать названные задачи, следователь должен иметь, прежде всего, глубокую профессиональную направленность, которая всегда выступает как стержневое свойство личности.
Чтобы следователь успешно справлялся со своей работой, одного желания, знаний, умений, даже развитых познавательных качеств недостаточно. Ему необходимы также большая настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, выдержка и самообладание, словом, нужен цельный и твердый характер.
Среди характерологических качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.
Наиболее значимыми качествами следователя, влияющими на эффективность профессиональной деятельности являются: развитые интеллектуальные способности, честность и порядочность, настойчивость в достижении поставленной цели, самодисциплина, развитые коммуникативные навыки, стрессоустойчивость и профессиональное совершенствование.
Основное назначение изучаемой специальности – следственная деятельность. Основные функциональные обязанности следователя: рассмотрение заявлений граждан; правовая оценка оперативных материалов; дача юридической оценки поступающей информации; возбуждение уголовных дел; расследование уголовных дел по факту совершения преступления; анализ оперативных материалов; ведение предварительного следствия по уголовным делам; расследование чрезвычайных происшествий.
Наиболее напряженными ситуациями служебной деятельности являются: работа на стадии возбуждения уголовного дела; реализация оперативных материалов путем возбуждения уголовного дела; возбуждение уголовного дела в отношении граждан, которых планируется задерживать и впоследствии брать под стражу; составление обвинительного заключения, направление дела в суд; определение квалификации преступления; недостаточность обоснований и фактов для возбуждения уголовного дела и другие.
Среди специфических служебных задач, отличающих деятельность следователя от деятельности специалистов других специальностей отмечают: четкую регламентацию деятельности нормами Уголовного процессуального кодекса РФ; организацию и проведение следственных действий; привлечение лиц к уголовной ответственности, сбор доказательственной базы.
В ходе анализа теоретического материала по теме изучения профессиограммы следователя, было выявлено, что для обеспечения высокого уровня проведения следственных действий, следователю необходимо обладать определёнными личностными характеристиками, при их отсутствии уровень результативности деятельности следователя значительно снижается.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека