Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологические особенности воображения в младшем школьном возрасте
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения воображения в младшем школьном возрасте 6
1.1. Основные подходы к проблеме воображения в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Психологическая характеристика воображения младших школьников 12
1.3. Учет воображения младших школьников в учебно-воспитательном процессе 15
2. Экспериментальное исследование особенностей воображения младших школьников 24
2.1. Описание процедуры исследования 24
2.2. Анализ полученных результатов 28
2.3. Рекомендации по развитию воображения младших школьников 31
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Проблема воображения является одной из наиболее значимых в педагогике и психологии. И это понятно, значение процесса воображения в деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, И.М. Розет, К. Тейлор и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается недостаточно изученной. Не случайно в трактовке воображения сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, с образным мышлением), так и с признанием его в качестве самостоятельной деятельности продуктивно-творческого характера. Существование полярных точек зрения на сущность одного и того же процесса свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования указанного феномена. Пока же педагоги и психологи могут сказать очень немногое о природных механизмах воображения, возможностях его формирования и связях с другими функциями.
Анализ литературы показывает, что слабо изученным является процесс развития детского воображения, хотя многие педагоги и психологи (Н.И. Непомнящая, Д. Родари, В. Левин, З.Н. Новлянская, Г.Д. Кириллова, Л.Н. Галигузов, О.М. Дьяченко, М.Е. Каневская, Н.Н. Палагина) отмечают важность его исследования в связи с тем, что воображение играет существенную роль в формировании способности к самореализации. В научно-педагогической литературе справедливо указывается, что в психологической науке особенно мало исследований, посвященных развитию воображения в младшем школьном возрасте. А ведь младший школьный возраст представляет собою такой период развития ребенка, в ходе которого формируются основные психологические новообразования личности и особенности познавательных процессов.
Актуальность и значимость выбранной темы обусловлена возрастающей ролью активной творческой деятельности личности в современных условиях, необходимостью внедрения в практику современной школы комплексных средств, включающих в своё содержание адекватную систему педагогических условий для развития творческой активности школьника. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка, особенно в младшем школьном возрасте.
Проблемы творчества и воображения широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.
Объект исследования - воображение как высшая психическая функция.
Предмет исследования - развитие воображения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – провести анализ психологических особенностей воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
- раскрыть теоретические аспекты изучения воображения в младшем школьном возрасте;
- провести экспериментальное исследование особенностей воображения младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию воображения младших школьников.
Методы исследования: теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества); метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования; представление результатов исследования: рисунки, таблицы.
База исследования. СОШ №1 г. Орел. Количество участников - 19 человек (1 класс).
Проблема воображения является предметом изучения отечественных и зарубежных ученых с давних времен. Неоднозначен подход ученых к условиям и причинам развития воображения. Представители зарубежной психологии природу детского воображения связывают с неустойчивостью нервной системы ребенка, с реализацией принципа удовольствия.
В отечественной психологии подчеркивается глубокая, всесторонняя связь воображения ребенка с окружающей действительностью.
Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями.
Интенсивное развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения происходит на основе принципа творческого пробуждения (создания творческой атмосферы на уроках, побуждающей учащихся к креативной деятельности на основе новых, ярких, эмоциональных впечатлений и представлений), принципа диалогичности (творческого сотрудничества учителя и учеников), принципа творческого самовыражения (отражения собственных впечатлений в создаваемых образах), на основе тесной взаимосвязи «внешних» и «внутренних» психологических условий.
Для оценки уровня развития творческого воображения младших школьников можно использовать такие критерии, как количественная продуктивность деятельности, оригинальность воображения, гибкость использования идей.
С целью выявления особенностей воображения младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось в МОУ СОШ №1 г. Орел, в 1 классе. Всего в исследовании приняли участие 19 детей, из них 7 мальчиков и 12 девочек. Для исследования особенностей воображения младших школьников использовались следующие методики: методика «Дорисовывание фигур»; методика «Где чье место?».
Проведенные исследования, позволили сделать вывод о том, что у 58% детей младшего школьного возраста средний уровень развития воображения и у 42% низкий уровень развития воображения (по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»). По методике «Где чье место?» у 16% детей высокий уровень развития воображения, у 58% детей младшего школьного возраста средний уровень развития воображения и у 26% низкий уровень развития воображения. Из этого следует, что требуются мероприятия направленные на развитие воображения младших школьников.
Воображение тесно связано с личностью, её развитием. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека