Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологические причины страхов у детей младшего школьного возраста
Введение 5-7
Глава 1. Теоретические основы проблемы страхов у детей младшего школьного возраста 8-31
1.1 Анализ основных теоретических подходов к пониманию страхов 8-19
1.2 Причины страха 20-22
1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 23-25
1.4 Особенности страхов у детей младшего школьного возраста 26-30
Выводы по теоретическому анализу 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических причин страхов у детей младшего школьного возраста 32-65
2.1 Постановка проблемы исследования 32-37
2.2 Анализ страхов у детей младшего школьного возраста 38-46
2.3 Особенности проявления страхов и тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 47-58
Выводы по эмпирическому исследованию 59-60
Рекомендации 61-62
Заключение 63-65
Список литературы 66-69
Приложение 1.Методический блок исследования 70-73
Приложение 2.Сводные протоколы по блоку исследования 74-79
Приложение 3. Программа по преодолению страхов и снижению школьной тревожности младших школьников 80-83
В настоящее время общество переживает период динамичных социальных перемен, что обуславливает возникновение негативных эмоциональных состояний личности в процессе ее адаптации и реализации. С самого раннего возраста жизнь человека сопровождает страх и тревожность. Исследование проблемы источников, механизмов возникновения и путей коррекции страхов жизненно важны для правильного развития личности ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит активное биологическое и психологическое созревание ребенка, изменения затрагивают все сферы психической деятельности: когнитивную, личностную, эмоциональную.
Эмоциональное благополучие ребенка на сегодняшний день является одной из приоритетных задач, в связи с чем исследование проблемы детских страхов не теряет своей актуальности, не смотря на то, что она достаточно подробно рассмотрена в работах таких исследователей, как А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан и др.
Сегодня младшим школьникам приходится сталкиваться со страхами, которые не испытывали их сверстники в прошлом. Напряженный ритм жизни, расширение и усложнение объема школьных программ, повышение требований предъявляемых к статусу школьника, информационные перегрузки, связанные с компьютеризацией и активностью средств массовой информации. Сложившаяся ситуация обуславливает психическое напряжение в эмоциональных состояниях и формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей.
Эмоциональные нарушения, по мнению отечественных и зарубежных психологов, таких как В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, Э. Ле Шан, П. Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др., оказывают отрицательное воздействие на нормальное протекание психических процессов ребенка а также, по мнению В.И. Гарбузова, В.В. Лебединского и др. на формирование его личности в целом и могут стать фактором нарушения ее развития в онтогенезе.
Младший школьный возраст — возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием ребенка, а именно, возросшей глубиной понимания опасности. Этой проблеме посвящены работы А.И. Захарова, В.Л. Леви, Г. Эберлейн и др.
Выявление детских страхов, причин их возникновения является важным аспектом прикладной психологии и педагогики, так как именно в детском возрасте страхи успешно поддаются коррекции, в то время как невнимание к данной проблеме влечет за собой нарушения в детско-родительских отношениях, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, проблемы с социализацией и школьной успеваемостью.
Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Целью исследования является выявление психологических причин страхов у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: страхи у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом, целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза о том, что психологические причины страхов детей младшего школьного возраста связаны с началом обучения и обусловлены высоким уровнем школьной тревожности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1)провести теоретический анализ проблемы страхов детей младшего школьного возраста в психологии;
2) выявить виды страхов, характерных для детей младшего школьного возраста;
3)исследовать выраженность тревожности у детей младшего школьного возраста;
4)выявить связь видов страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.
5)изучить особенности страхов, характерные для мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Исследование осуществлялось на выборке младших школьников БОУ «Должанская средняя общеобразовательная школа» при помощи трех методик: методики А.И. Захарова «Мои страхи», методики Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена «Выбери нужное лицо», методики Б.Н. Филлипса «Уровень школьной тревожности».
Исследованием в целом охвачено 50 человек.
Квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Выявление детских страхов, причин их возникновения является важным аспектом прикладной психологии и педагогики, так как именно в детском возрасте страхи успешно поддаются коррекции, в то время как невнимание к данной проблеме влечет за собой нарушения в детско-родительских отношениях, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, проблемы с социализацией и школьной успеваемостью.
Нами было организовано эмпирическое исследование, с целью охарактеризовать виды и причины страхов у детей младшего школьного возраста.
В исследовании приняли участие 50 детей начальной школы. Выборка была дифференцирована по полу (25 мальчиков и 25 девочек). Для исследования особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста были использованы такие методики, как «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), методика выявления детских страхов А.И. Захарова и тест школьной тревожности Б. Н. Филлипса.
В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что особенности страхов детей младшего школьного возраста связаны с началом обучения и обусловлены высоким уровнем школьной тревожности.
Нами было выявлено, что наиболее выраженными видами страха у детей младшего школьного возраста являются страх смерти, медицинские страхи и социальные страхи. Это отражает особенности возраста и согласуется с представлениями А.И. Захарова, согласно которому ведущим страхом в данном возрасте, является страх смерти. Анализ гендерных различий показал, что у девочек преобладающим типом страха являются медицинские страхи, в то время как у мальчиков доминирующим страхом выступает страх смерти.
Следует отметить, что симптоматика страхов детей отражает переломный период психоэмоционального развития и изменения социального статуса младших школьников и является, как указывает А.И. Захаров, следствием сочетания социальных и инстинктивных страхов и, прежде всего, страхов несоответствия общепринятым нормам на фоне формирующегося чувства ответственности, «магического мышления» и выраженной в этом возрасте внушаемости.
Нами был обнаружен высокий уровень тревожности детей младшего школьного возраста. При этом тревожность мальчиков носит более ярко выраженный характер. Также необходимо отметить, что взаимная обусловленность факторов тревожности у мальчиков выражена сильнее, чем у девочек, и количественное проявление этих взаимосвязей выше.
Источниками тревоги детей в младшем школьном возрасте являются ситуации, связанные с проявлением недовольства со стороны взрослых и агрессии со стороны сверстников. Дети опасаются быть отторгнутыми социумом.
Школьная тревожность выражена в равной степени и у мальчиков, и у девочек. У мальчиков самым высоким уровнем обладает такой вид школьной тревожности как проблемы и страхи в отношениях с учителями. У девочек же наибольшая выраженность характерна для такого аспекта школьной тревожности как страх самовыражения.
С различными видами школьной тревожности связаны социально-опосредованные страхи. Здесь было выявлено наибольшее количество связей по сравнению с другими видами страхов. Количество взаимосвязей обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте страхи связаны именно с ведущей деятельностью. Дети боятся опоздать в школу, получить замечание учителя, утратить его доверие. Помимо того, младшие школьники испытывают сильный страх сделать что-либо не так, совершить ошибку и получить вследствие этого более низкую отметку. Страхом получить «плохую» оценку обусловлен страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Страх самовыражения связан с необходимостью отвечать у доски, выступать с сообщениями, проектами.
Подобная связь социальных страхов со школьной тревожностью характерна и для мальчиков, и для девочек. Следует отметить, что школьная тревожность у мальчиков связана с внешними мотивами – отношения с педагогами и страхом не оправдать ожидания других, в то время как для девочек более значимы мотивы внутренние – страх перед публичной демонстрацией собственных знаний, умений и навыков. При этом у мальчиков школьная тревожность обуславливает выраженность различных страхов, в то время как у девочек она связана прежде всего именно с социальными страхами.
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение. Особенности страхов детей младшего школьного возраста действительно обусловлены высоким уровнем школьной тревожности и сопряжены с началом обучения.
Мы обнаружили, что такой аспект школьной тревожности как проблемы и страхи в отношениях с учителями кореллирует у детей младшего школьного возраста со страхом смерти, что говорит о встраивании школьной тревожности в структуру личности ребенка на глубинном уровне. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы со страхами. В связи с этим нами была разработана программа психокорреционной работы, направленная на снижение тревожности детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека