Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологическое благополучие подростков с различной оценкой детско-родительских отношений
Введение 3
1.1 Семья как социальный институт 9
1.2 Типы семейных взаимоотношений 13
1.3 Взаимоотношения родителей и подростков как психолого-педагогическая проблема 17
1.4 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия подростков и взаимоотношений в семье 33
2.1 Выборка и методики исследования 33
2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования психологического благополучия подростков 39
2.3 Интерпретация и анализ результатов исследования родительского отношения к подросткам 43
2.4 Интерпретация и анализ результатов исследования взаимосвязи между характеристиками психологического благополучия подростков и особенностями родительского отношения к ним 48
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 60
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как правило, свой родной дом как источник социального, эмоционального, познавательного опыта. Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека.
Будучи членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов, тем самым влияя на психологическое благополучие.
Вопросу взаимоотношения в семье всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.
Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех её членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни.
Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.
Ковалева Л.Е в своих работах говорит о том, что главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. В книге Р.В. Тонковой-Ямпольской пишется о том, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувство материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Тема дипломной работы достаточно актуальна, так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
Будучи членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей , сколько может сделать семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети , растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.
Целью работы является исследование взаимосвязи психологического благополучия подростков и родительского отношения к детям.
Объект исследования – психологическое благополучие личности.
Предмет – взаимосвязь психологического благополучия подростков и родительского отношения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень психологического благополучия личности подростка зависит от родительского отношения к детям. То есть мы предполагаем, что чем более мягче родители относятся ко свои детям, тем более подростки удовлетворены повседневной деятельностью, а также имеют более позитивные отношения с окружающими.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Изучить психологическое благополучие подростков
3. Изучить особенности родительского отношения к подросткам
4. Выявить взаимосвязи между характеристиками психологического благополучия подростков и особенностями родительского отношения к ним.
Работа состоит из двух частей: теоретической, где проводится анализ научного материала и обобщение данных, и практической, где исследуется зависимость развития ребенка от характера взаимоотношений в семье и используемой системы воспитания, а также разрабатываются практические рекомендации.
Теоретическую основу исследования составили: современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений: А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер; концепции, обосновывающие необходимость психологического сопровождения семьи сцелью обеспечения полноценного развития личности ребенка: Б.М. Битянова, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Т. Яничева; принципы гуманистической психологии и педагогики составившие основу программы психологической оптимизации детско-родительских отношений.
Методологические основы исследования. Для решения задач исследования нами были использованы следующие психологические методы:
1. Организационный метод – метод срезов.
2. Эмпирический метод – психодиагностический метод.
3. Методы обработки результатов исследования: методы описательной статистики (расчет среднего значения, стандартного отклонения), а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения степени корреляции показателей особенностей семейных взаимоотношений и психологического благополучия (неблагополучия) подростков.
4. Интерпретационный метод – структурный метод.
Для решения поставленных в исследовании задач нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Шкала субъективного благополучия (в модификации Фетискина Н. П.).
2. Методика исследования психологического благополучия личности К. Риффа (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко)
3. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) – вариант для подростков.
Разработанность проблемы исследования. В работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, Г.В. Козловской, В.И. Костицкой, И.М. Марковской, В.М. Миниярова, В.В. Столина исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указывается, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития детско-родительских отношений, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.
К проблеме психологическое благополучия обращаются практически все авторы, занимающиеся исследованиями эмоций. В настоящее время проблемапсихологического благополучия личности наиболее детально изучается по двум научным направлениям: социально-психологическому (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин, Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид) и психофизиологическому (В.М. Бехтерев, К.Э. Изард, М.И. Чистякова).
Характеристика выборки. В качестве субъектов исследования выступают 50 подростков. Это учащиеся спортивной молодежный школы «Сокольники», в возрасте 14 лет. Выборка формировалась случайным образом из числа учащихся 6-8 классов обозначенного учреждения. Всего в исследовании приняло участие 25 подростков мужского пола и 25 подростков женского пола. В исследовании приняли участие как успевающие, так и отстающие в учебе школьники.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанная программа могут быть использованы для практического применения в работе педагога-психолога общеобразовательной школы с целью оказания психолого-педагогической помощи семьям по оптимизации детско-родительских отношений.
На основании проведенных в дипломной работе исследований можно сделать следующие выводы.
В первой главе дипломной работы, были раскрыты теоретические аспекты взаимоотношений в семье. Было рассмотрено понятие семьи, как социально-культурной среды воспитания и развития личности.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая вовсеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.
Во второй главе дипломной работы, нами проведено эмпирическое исследование психологического благополучия подростков и взаимоотношений в семье. В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что у большинства подростков – участников исследования отношения с родителями достаточно благополучные, имеет место достаточно высокий уровень эмоциональной близости, принятия, удовлетворенности взаимоотношениями. Вместе с тем, диагностируются также тенденции к непоследовательности в воспитании со стороны родителей, выраженность отвержения со стороны родителей.
Нами также определено, что у подростков явно выраженной является положительная оценка взаимоотношений с другими людьми, наличие определенных целей в жизни, ориентация на личностный рост, а также достаточно высокий уровень самопринятия. Мы также можем говорить о том, что большинство респондентов имеют средний уровень психологического благополучия личности.
Также отметим, что в ходе корреляционного анализа нами выявлен ряд достоверных связей семейных взаимоотношений подростков с родителями и показателями благополучия личности. Мы полностью принимаем основную гипотезу исследования, то есть уровень психологического благополучия личности подростка зависит от родительского отношения к детям, а в частности чем более мягче родители относятся ко свои детям, тем более подростки удовлетворены повседневной деятельностью, а также имеют более позитивные отношения с окружающими.
По результатам проведенного исследования, были разработаны рекомендации по улучшению взаимодействия родителей с детьми и повышению психологического благополучия подростков. Результатом программы должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека