Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологическое благополучие старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн 8
1.1. Анализ понятия «психологическое благополучие» в научной литературе 8
1.2. Психологическая характеристика детей старшего подросткового возраста 15
1.3. Особенности общения старших подростков со сверстниками и родителями 24
1.4. Понятие и особенности виртуальной коммуникации: специфика построения дружеских отношений онлайн 31
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Программа и методики эмпирического исследования психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн 44
2.1. Программа эмпирического исследования 44
2.2. Методики исследования 45
Выводы по 2 главе 47
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн 48
3.1. Констатирующая оценка психологического благополучия старших подростков 48
3.2. Авторская программа по обучению старших подростков построению дружеских отношений онлайн 58
3.3. Контрольная оценка психологического благополучия старших подростков 68
Выводы по 3 главе 80
Заключение 82
Библиографический список 86
Приложение 1 95
Приложение 2 98
Приложение 3 101
Актуальность темы. Этико-философские и психологические аспекты, содержание феномена дружбы с самого начала XX столетия лежали в зоне внимания отечественных психологов-исследователей, которые считали ее «привилегированным возрастом» отрочество и юность. Дружеские отношения в переходном периоде имеют очень большое значение для дальнейшего становления личности, сверстники занимают место самых «значимых других», вытесняя не только учителей, но и родителей. В исследовании А.В. Мудрика московские школьники (5-10 класс) фиксировали не только то, насколько хорошо родители и друзья понимают их, но и оценивали важность понимания с их стороны, независимо от степени фактической физической близости. Оказалось, что, как только речь заходила о близости психологической – понимании и доверии в общении в приоритете оказывались друзья [47].
Современные зарубежные исследования дружеских отношений подростков чаще всего ведутся в контексте проблемы психического здоровья детей и подростков. Исследователи изучают эволюцию детских понятий, язык и образы дружбы, динамику нормативных требований к друзьям, статус друзей в иерархии значимых других, восприятие подростками их близких отношений со сверстниками, смену данных представлений и трансформацию самих дружеских связей по мере взросления подростка и развития его самосознания и других факторов. Большинство работ отличается комплексным характером и предполагает многомерный факторный анализ, в котором высокое качество привязанности к сверстникам в подростковом возрасте (в совокупности с рядом других переменных) выступает предиктором общего благополучия и нормального уровня социальной и личностной адаптированности.
Однако, комплексных исследований построения дружеских отношений онлайн, и их взаимосвязи с психологическим благополучием старших подростков нет, что также подтверждает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: в современных условиях перехода большей части общения в виртуальное пространство важной проблемой является обучение старших подростков построению дружеских отношений онлайн с целью повышения их уровня психологического благополучия.
Объект исследования: психологическое благополучие старших подростков.
Предмет исследования: программа по обучению старших подростков построению дружеских отношений онлайн, способствующая повышению уровня психологического благополучия старшеклассников.
Цель исследования: исследовать специфику психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн и на основе теоретического анализа реализовать программу, направленную на обучение старших подростков построению дружеских отношений онлайн, способствующую повышению уровня психологического благополучия старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия «психологическое благополучие» в научной литературе.
2. Дать психологическую характеристику детей старшего подросткового возраста.
3. Выявить особенности общения старших подростков со сверстниками и родителями.
4. Раскрыть понятие и особенности виртуальной коммуникации: рассмотреть специфику построения дружеских отношений онлайн.
5. Описать программу и методики эмпирического исследования психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн.
6. Провести констатирующую оценку психологического благополучия старших подростков.
7. Разработать и реализовать авторскую программу по обучению старших подростков построению дружеских отношений онлайн.
8. Провести контрольную оценку психологического благополучия старших подростков с целью оценки эффективности разработанной программы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что посредством реализации программы направленной на обучение старших подростков построению дружеских отношений онлайн, можно создать условия для повышения уровня психологического благополучия старшеклассников.
Методы и методики исследования:
1. методы теоретического анализа;
2. обобщение и интерпретация научных данных;
3. психодиагностические методики:
- опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы, предназначенный для исследования внутриличностных конфликтов личности;
- методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (адапт. Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко);
4. математическая обработка данных в программе IBM SPSS Statistics Subscription (применялся Т-критерия Вилкоксона для определения значимости различий диагностических показателей первичной и повторной диагностики).
Эмпирическая база и выборка исследования: МБОУ «СОШ №1208» г. Москва. В исследовании принимали участие респонденты 16-17 лет. Выборка исследования составила 30 человек.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы отечественных и зарубежных авторов в области изучения проблемы психологического благополучия (А.В. Воронина, И.В. Заусенко, О.А. Идобаева, Л.Б. Козьмина, Е.Н. Панина, К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева и др.); исследования ученых по проблеме виртуальной коммуникации (Т.Е. Аргентова, Д.В. Грешнев, В.С. Мерлин, А.П. Новгородцева, С.Н. Панцырь и др.).
Теоретическая значимость состоит в комплексном исследовании и обобщении точек зрения ученых и научных подходов к психологическому благополучию старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что получены диагностические данные о психологическом благополучии старшеклассников МБОУ «СОШ №1208»; разработана и апробирована программа тренинга по обучению старших подростков построению дружеских отношений онлайн.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав (в первой главе проведен теоретический анализ психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн; во второй главе представлена программа и методики эмпирического исследования психологического благополучия старших подростков в контексте; в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования исследования психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн, проведен анализ полученных результатов исследования), заключения, библиографического списка (85 источников) и приложений (3 приложения). Объем основного текста составляет 94 страницы.
Психологическое благополучие – многомерное психическое явление, включающее в себя ряд компонентов. В структуре психологического благополучия необходимо выделить когнитивную и эмоциональную составляющие. Кроме того, психологическое благополучие есть результирующая реального успеха поведения и деятельности, удовлетворенности межличностными отношениями и общением. Проблема психологического благополучия все чаще становится предметом исследований психологов. Это связано с острой необходимостью в науке и психологической практике определить, что является основой внутреннего баланса личности, из чего она состоит, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в ее основе. Как она участвует в регуляции поведения, насколько это возможно помочь личности в решении проблемы благополучия. Причем уровень психологического благополучия в разных возрастных периодах отличается. В связи с этим нами дана психологическая характеристика детей старшего подросткового возраста.
Старший подростковый возраст представляет собой старший школьный возраст, возрастные границы которого составляют 15-17 лет. Ведущим видом деятельности данного возрастного периода является учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Главной личностной особенностью является появление жизненных планов, готовность к социальному построению собственной жизни. Для данного возраста сложными жизненными ситуациями считаются ситуации стресса обыденной жизни – повседневные, зачастую повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания, быстротечные, будничные для подростка события, кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации. А также ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций у старших подростков.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий и уровень образования родителей, внутрисемейная атмосфера родительской семьи обуславливают успешное личностное развитие и психологическое благополучие подростка. В то время, как общение со сверстниками выступает в качестве основной социальной потребности, которая является и условием развития общественных качеств личности подростка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений; совместной деятельности, которая является для них не просто деятельностью, но и школой формирования эффективных взаимоотношений с людьми, в том числе онлайн.
Виртуальная коммуникация в информационном мире становится не только средством связи, технологией общения для удаленных друг от друга субъектов, но и самостоятельным феноменом, обретающим собственную ценность и воздействие на человека, переживающего фазу виртуализации собственной личности. Виртуальное общение – это разновидность коммуникации, которая имеет опосредствованный компьютером характер и реализуется с помощью телекоммуникационных систем. Виртуальное общение подразумевает коммуникацию без наличия живого человека в качестве собеседника, но представленное от его имени в виде определенных знаков и символов, номера и даже изображения. В информационном обществе виртуальная коммуникация служит основой для формирования языка и мышления человека, оперирования информационными значимыми потоками и предпочитаемой средой обитания индивида, в которой его основная деятельность разворачивается. Дружба онлайн имеет свои плюсы и минусы. Поэтому необходимо правильно выстраивать дружеские отношения онлайн, чтобы это положительно сказывалось на психологическом благополучии старших подростков.
Эмпирическое исследование психологического благополучия старших подростков в контексте построения дружеских отношений онлайн проводилось на базе МБОУ «СОШ №1208» г. Москва. Исследование проводилось в период с октября 2020 года по апрель 2021 года и включало пять этапов. В исследовании принимали участие респонденты 16-17 лет. Выборка исследования составила 30 человек.
Для эмпирического исследования нами использовались следующие методики: опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы; методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (русскоязычный вариант, адаптированный Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко). Для определения значимости различий диагностических показателей первичной и повторной диагностики старшеклассников нами использовался расчет Т-критерия Вилкоксона.
Нами проведена констатирующая оценка психологического благополучия старших подростков. В ходе первичной диагностики мы выяснили, что для 40% респондентов внутриличностные конфликты не характерны; а для 60% обследованных старшеклассников свойственны признаки разных типов внутриличностного конфликта; 38,5% испытуемых оценивают собственное психологическое благополучие на среднем уровне, у 16,5% респондентов выявлен высокий уровень психологического благополучия; у 45% старшеклассников уровень психологического благополучия низкий. Во многом на уровень психологического благополучия старших подростков оказывает влияние общение, в том числе Интернет-общение, поэтому нами была раработана и реализована программа по обучению старших подростков построению дружеских отношений онлайн, направленная на повышение уровня психологического благополучия старших подростков.
Для повышения уровня психологического благополучия старших подростков нами была разработана тренинговая программа по обучению старших подростков построению дружеских отношений онлайн. Цель тренинговой программы: обучение старших подростков построению дружеских отношений онлайн и создание условий для улучшения психологического благополучия старшеклассников. Тренинговая программа была реализована со старшеклассниками в рамках формирующего эксперимента. После тренинговой работы было проведено повторное диагностическое обследование участников экспериментальной работы.
По результатам контрольной оценки психологического благополучия старших подростков исходя из результатов расчета Т-критерия Вилкоксона, мы можем заключить, что для 88,2% старшеклассников авторская программа по обучению старших подростков построению дружеских отношений онлайн оказалась эффективной.
В ходе эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, посредством реализации программы направленной на обучение старших подростков построению дружеских отношений онлайн, созданы условия для повышения уровня психологического благополучия старшеклассников.
Перспективным является проведение корреляционного анализа уровня психологического благополучия старшеклассников и оценки навыков построения дружеских отношений онлайн.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека