Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психологическое влияние неблагоприятной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних
Введение 3
1. Теоретические основы влияния семейного воспитания на отклоняющее поведение несовершеннолетних 5
1.1. Понятие и причины девиантного поведения несовершеннолетних 5
1.2. Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе 12
1.3. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка 15
2. Эмпирическое исследование психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 19
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.
Современная ситуация в России обострила проблемы семьи. У значительной части резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности.
Негативным социальным фоном для развития молодежной девиации стали распад семейных связей, жестокое обращение с детьми в семьях и детских специальных заведениях (ежегодно более 50 тысяч подростков уходят из семей, более 20 тысяч покидают детские дома и школы-интернаты), невозможность адаптации подростков к современным социально-экономическим условиям, нравственная деградация, психическая неполноценность.
Девиантное поведение несовершеннолетних обусловлено комплексом причин, однако семейное воспитание, благополучность семьи представляются одними из главных и первостепенных среди остальных.
Объект исследования – девиантное поведение несовершеннолетних.
Предметом исследования является психологическое влияние неблагоприятной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних
Цель исследования состоит в изучении психологического влияния неблагоприятной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы влияния семейного воспитания на отклоняющее поведение несовершеннолетних;
- провести эмпирическое исследование психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
Гипотезы исследования: мы предполагаем: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это влечет за собой отклоняющее поведение подростка; внутрисемейные отношения детей состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и их родителей напряженные, дети не доверяют родителям; в семьях, состоящих на учете в ПДН, образ жизни родителей является аморальным, нет контроля за ребенком в полной мере, он предоставлен «сам себе».
В ходе курсовой работы были рассмотрены неблагополучные семьи как фактор девиантного поведения подростков. Достигнуты поставленные задачи, а именно, проанализирована научная литература по теме исследования, удалось сопоставить кроме того образ жизни семьи и внутрисемейные отношения родителей и детей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних в городе Сочи.
Ознакомившись с теорией по данному вопросу, среди подростков 13-17 лет, учеников МБОУ «СОШ №13» было проведено анкетирование. На основе результатов анкеты, проведен анализ полученных результатов, что в итоге привело к доказанности гипотез не в полной мере.
А именно, выявилось, что действительно если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это влечет за собой отклоняющееся поведение подростков. Все подростки, которые принимали участие в исследовании, состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. Все подростки были замечены в девиантности своего поведения. Таким образом, анкетирование показало, что в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, создаются неблагоприятные отношения между родителями и именно в таких семьях подростки больше склонны к девиантному поведению. Ссоры в семье происходят чаще в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками (примерно 65% семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ссорятся). Также показатели больше, что после ссоры в семьях, где родители кроме того злоупотребляют спиртными напитками, дети кроме того позволяют самовольный уход из дома (20% из полных семей и 40% - из не полных). Все эти факты показывают то, что неблагоприятные кроме того отношения в семье приводят к девиантному поведению подростка. Также выявилось, что состав семьи также влияет кроме того на поведение подростка, это показал факт о злоупотреблении родителями спиртных напитках (в неполных семьях злоупотребление родителями алкоголя на 25% больше, чем в полных семьях), а также в неполных семьях родители не имеют возможности проводить часто свободное врем с детьми (больше 70% проводят свободное время редко). Таким образом, девиантное поведение подростка зависит не только от неблагоприятных отношений между родителями и детьми, а также зависит от благополучия семьи подростка.
Выявилось, что внутрисемейные отношения детей состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и их родителей напряженные, дети не доверяют родителям. Итак, исследование показало, что на внутрисемейные отношения между родителями и детьми влияют два фактора – это злоупотребление родителями спиртными напитками и неполнота семьи. Если родители злоупотребляют спиртными напитками, то дети не могут говорить с родителями на любую тему (все 100% детей). Для сравнения: если родители не злоупотребляют спиртными напитками, то 75% детей не могут поговорить с ними на любую тему). Также в семьях родители, которые злоупотребляют спиртными напитками не знают всех друзей своих детей, а значит ими и не интересуются (это 67% в полной семье и 100% - в неполной). Это говорит о недоверии детей к родителям.
Выявилось, что аморальный образ жизни ведут только родители, которые злоупотребляют спиртными напитками. В таких семьях нет полного контроля за подростком, подросток предоставлен «сам себе». Такие родители не интересуются учебой ребенка (67% полных семей и 90% неполных семей не ходят на родительские собрания и не поддерживают связь с учителями); родители редко проводят свое свободное время с детьми (67% полных семей и 70% неполных семей).
Таким образом, семейное неблагополучие стало одним из факторов девиантного поведения среди подростков, а именно, изучались подростки из неблагополучных семей, где родители кроме того злоупотребляют спиртными напитками. А также в ходе сравнения полных и неполных семей выявился факт влияния на девиантное поведение структуры семьи.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека