Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психология деятельности органов, исполняющих наказания
Введение 3
1. Исполнение наказания как психологическая проблема 5
1.1. Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказание 5
1.2. Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений 8
1.3. Психология личности и среды осужденных 9
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей деятельности органов, исполняющих наказания 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Результаты эмпирического исследования 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы.
Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.
Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф. Хохряков и др.); педагоги (АС. Макаренко, Л А Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, Н.А Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (А.Ф. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, А.И. Панкин, В.Г. Деев, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков и др.).
Цель работы – проанализировать теоретические и практические аспекты психологии деятельности органов, исполняющих наказания.
Задачи:
- охарактеризовать исполнение наказания как психологическую проблему;
- провести эмпирическое исследование психологических особенностей деятельности органов, исполняющих наказания.
Предмет исследования – психология деятельности органов, исполняющих наказания
Объект исследования – личность осужденных к лишению свободы.
Реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) в направлении гуманизации условий отбывания наказания, совершенствования законодательства, предоставляющего осужденным расширенные права, в том числе, на получение психологической помощи, предполагает изучение и учет в пенитенциарной практике индивидуально-психологических особенностей различных категорий преступников.
По нашему мнению, личность осужденного можно рассматривать как интегральное качество человека, который выбрал и совершил те или иные преступные действия для удовлетворения своих потребностей вследствие присущих ему индивидуально-психологических особенностей, социальных установок и был приговорен судом к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
Оно включает в себя взаимосвязанный комплекс социально-демографических, уголовно-правовых, пенитенциарных, социально-психологических и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение индивида, характеризуют его общественную опасность, а также могут способствовать объяснению причин его совершения. Понятие личности осужденного в определенной степени имеет условный и формальный характер, поскольку отнесение определенных действий к числу криминальных и уголовно-наказуемых зависит от законодателя.
Можно дать и операциональное определение личности преступника и осужденного. Так, личность преступника можно рассматривать как интегрированную структуру социальных, демографических, культурных, уголовно-правовых, психологических, мотивационно-потребностных и нравственно-ценностных характеристик, которые в совокупности способствовали совершению преступления в реальных условиях криминальной деятельности.
Личность же осужденного можно в таком случае рассматривать как интегрированную структуру вышеперечисленных характеристик, которые в совокупности определяют его готовность соблюдать установленный порядок отбывания наказания, проявляющуюся в отношении к персоналу и другим осужденным, субкультуре, трудовой деятельности, воспитательным воздействиям, режимным требованиям, планам дальнейшей жизни после освобождения.
С пенитенциарной точки зрения определение индивидуально-психологических особенностей личности и поведения различных категорий осужденных необходимо не только для выявления причин, порождающих преступное поведение, но и для реализации эффективных воспитательных, профилактических, а также коррекционных программ. Из этого следует, что изучение личности должно предшествовать пенитенциарному воздействию на нее и пронизывать профессиональную деятельность сотрудников всех структурных подразделений исправительных учреждений и обеспечивать решение задач по корректировке поведения осужденного на различных этапах отбывания наказания.
Необходимо уделять особое внимание вопросам диагностики проведения комплексных психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Совместно с другими мерами воздействия эта работа позволит предотвратить процесс деградации личности и в целом оздоровить ситуацию в местах лишения свободы.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека