Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психология допроса
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты психологии допроса 5
1.1. Понятие и сущность допроса 5
1.2. Психология взаимоотношений на допросе: психологический контакт 11
2. Исследование психологических особенностей проведения допроса 19
2.1. Психологические приемы и методы, используемые при проведении допроса 19
2.2. Метод когнитивного интервью как психологический метод при проведении допроса 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35
В ряду доказательств, с помощью которых устанавливаются обстоятельства совершенного преступления, весьма важную роль играют показания подозреваемого в совершенном преступлении.
При совершении преступления, кроме материальных следов остающихся на предметах окружающей действительности, в сознании людей отражаются ещё и идеальные следы - образы происходившего. Потерпевшие, свидетели, сами злоумышленники и соучастники содеянного, сохраняя их в памяти, становятся носителями информации, необходимой для расследования дела, установления истины и вынесения справедливого приговора. Получение этих сведений путем производства допроса является очень важной и трудной задачей. Для того чтобы успешно и полно установить обстоятельства дела можно обойтись без проведения некоторых следственных действий таких как предъявление для опознания, следственных экспериментов, экспертиз, однако без допросов подозреваемых ни обходится ни одно уголовное дело.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что для успешного производства допроса подозреваемых необходимо обладать определенными психологическими знаниями и применять в своей работе психологические приемы, способствующие более полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела. В исследованной нами литературе рассматриваются психологические закономерности проведения допросов отдельных категорий лиц, но не рассматривается производство допроса отдельных участников. Хотя можно утверждать, что психология допроса даже таких относительно схожих субъектов процесса как подозреваемый и обвиняемый существенно отличается в коренных психологических закономерностях проявляемых данными субъектами. Рассмотрение и исследование психологических закономерностей допрашиваемого в зависимости от его процессуального положения способствует выбору наиболее рационального и эффективного способа производства допроса. Это носит весьма значимую практическую пользу и определяет актуальность написанной работы.
Цель работы - исследовать психологические особенности допроса.
Задачи:
- раскрыть понятие и сущность допроса;
- охарактеризовать психологию взаимоотношений на допросе: психологический контакт;
- исследовать психологические приемы и методы, используемые при проведении допроса;
- проанализировать метод когнитивного интервью как психологический метод при проведении допроса.
Объект исследования - допрос.
Предмет исследования - психологические особенности допроса.
Производство допроса представляет собой процесс общения допрашивающего и допрашиваемого, в ходе которого следователь получает интересующую предварительное следствие информацию об обстоятельствах совершенного преступления. Необходимым элементом такого общения является установление психологического контакта, под которым понимается особая деятельность, направленная на создание благоприятной атмосферы общения следователя с допрашиваемым лицом в целях плодотворного обмена информацией и решения других задач при осуществлении допроса.
На наш взгляд, допрос следует делить на следующие стадии: подготовительную, предварительную, стадию свободного рассказа, вопросно-ответную и заключительную.
Важно отметить, что от процессуального положения допрашиваемого лица напрямую зависят особенности установления с ним психологического контакта. Так, в отличие от потерпевшего и свидетеля, установление психологического контакта с подозреваемым или обвиняемым вызывает определенные сложности для следователя, так как у кроме того подозреваемого и обвиняемого наблюдаются нестабильные психические состояния (подавленность, растерянность и проч.), вызванные уголовным преследованием.
Таким образом, предлагаем следующие пути решения проблемы установления психологического контакта с допрашиваемым лицом:
- разработать подробные рекомендации для следователей, содержащие положения судебной психологии, криминалистики и др. наук, на основании которых следователь может избирать в ходе допроса тот или иной тактический прием, направленный на установление психологического контакта;
- фиксировать ход производства допроса на видео- или аудиозапись с целью запечатления как вербального, так и невербального взаимодействия следователя с допрашиваемым лицом;
- до начала производства допроса изучать данные о лице, вызываемом на допрос и свойства его личности, что поможет следователю выбрать линию своего поведения на допросе.
Кроме того, следуем помнить, что установлению психологического контакта благоприятствует способность кроме того следователя располагать к себе людей, умение находить верный тон в общении с учетом темперамента, процессуального положения и иных индивидуальных психологических особенностей допрашиваемого.
Следователь при установлении психологического контакта с допрашиваемым лицом обязан учитывать закономерности правомерного психического воздействия, а также руководствоваться кроме того знаниями действующего законодательства, житейским и профессиональным опытом.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека