Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психология межличностных отношений в группах
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ 5
1.1. Понятие и сущность межличностных отношений в группах 5
1.2. Система межличностных отношений в группе 7
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ 13
2.1. Организация и проведение исследования 13
2.2 Анализ результатов исследования. Рекомендации по улучшению межличностных отношений в группах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В школьном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике её функционирования. Вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Проблемой межличностных отношений в группах занимались такие психологи как Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, Н. Н. Обозов, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.
Цель исследования – проанализировать психологию межличностных отношений в группах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы межличностных отношений в группах.
2. Провести эмпирическое исследование межличностных отношений в группах.
Объектом исследования являются межличностные отношения в группах.
Предмет исследования - психология межличностных отношений в группах.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на качество межличностных отношений влияет распределение социальных ролей, уровень психологического климата и групповая сплоченность.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы; наблюдение, тестирование, беседа; методы математической обработки экспериментальных данных.
Методики исследования. Для диагностики межличностных отношений в группах были использованы следующие методики:
1. Социометрия (Дж. Морено);
2. Наблюдение (по А. Н. Лутошкину);
3. Тестирование (К. Сишора).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, эмпирической части, заключения и списка использованной литературы.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук — философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Исследование проводилось на базе лицея № 2 Центрального района города Сочи в третьих классах. Всего принимало участие 49 человек (25 человек — группа «А», 24 человека — группа «Б»).
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества межличностных отношений: распределение социальных ролей (социометрический статус); уровень психологического климата; групповая сплоченность.
Для диагностики данных критериев были подобраны следующие методики: социометрия (Дж. Морено); наблюдение (по А. Н. Лутошкину); тестирование (К. Сишора).
Социометрия Дж. Морено является классикой исследования межличностных отношений в малых группах. Она позволяет быстро и технически достаточно просто проникнуть во внутреннюю структуру команды и количественно оценить основные характеристики межличностных отношений.
Анализ результатов показал, что половина испытуемых имеют низкий уровень и ниже среднего уровня развития межличностных отношений. Это значит, что такие дети не умеют эффективно устанавливать отношения, продуктивно общаться, не чувствуют себя полноценными членами группы, не удовлетворены общением, что влечет за собой весьма пагубные последствия. Они часто бывают замкнутыми, с заниженной самооценкой или наоборот, чрезвычайно раскомплексованными.
Изучив актуальный уровень развития межличностных отношений младших школьников, мы пришли к выводу, что наиболее важным, требующим немедленной коррекции, является психологический климат.
В психолого-педагогической практике существует много методов, направленных на улучшение психологического климата. Одним из таких методов, применяемых в работе с детьми, является игровая терапия.
Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что игровые занятия, направленные на улучшение межличностных отношений младших школьников, дали положительные результаты. Но работа по формированию и коррекции взаимоотношений в школьном коллективе не должна ограничиваться только использованием игровых заданий. Необходима включенность в этот процесс родителей, учителей и классных руководителей.
В связи с этим нами были составлены рекомендации учителю, цель которых — объединение и сплочение коллектива:
- Совместные прогулки, экскурсии, походы, посещение музеев, цирка или театра;
- Постановка задачи для самостоятельного выполнения (например, проектная задача), при этом разбив класс на подгруппы;
- Введение и поддержание школьных традиций.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека