Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности
Введение 4
1. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 6
2. Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности 14
3. Организационно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольной образовательной организации 23
Выводы 32
Список литературы 34
В развитии ребенка наиболее важным является период дошкольного детства, в связи с тем, что именно в этот период жизни закладываются основы развития личности дошкольника, развиваются основные свойства и личностные качества. Следует отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит переход к новым типам взаимоотношений вне семьи с окружающим миром.
Значительные трудности у ребенка дошкольного возраста вызывает смена социальных отношений. В процессе адаптации к ДОУ, школе зачастую дети начинают испытывать эмоциональную напряженность, тревожное состояние. Наиболее важным направлением работы с детьми на данных этапах приобретает контроль за сохранением психоэмоционального состояния ребенка. Необходимо учитывать, что на этапе адаптации для эффективного включения в новые социальные отношения, совместную деятельность с новыми взрослыми ребенку наиболее эффективно может поспособствовать полученный ранее опыт. Отрицательный эмоциональный опыт, неблагоприятные обстоятельства могут способствовать появлению различных негативных последствий, в том числе и повышенной тревожности ребенка.
В связи с проблемой личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста изучение тревожности становится актуальной проблемой сферы дошкольного образования.
С учетом вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы особенности психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности?
Цель исследования – теоретическое обоснование особенностей особенности психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - особенности психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности.
Гипотеза: в ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста выступает одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ДОО. К особенностям психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности следует отнести специфичное содержание и преимущественно групповые формы работы. При этом технология особенности психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности та же, что и с дошкольниками иных категорий.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогическое сопровождение детей как вид деятельности педагога-психолога;
2. Выделить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности;
3. Раскрыть организационно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности в дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: анализ, сравнение и обобщение научно-методической литературы по исследуемой проблеме.
Сегодня увеличивается число тревожных детей, отличающихся по-вышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчиво-стью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррек-ции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в стар-шем дошкольном возрасте поможет устранить проблемы развития лично-сти в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.
В последнее десятилетие в российской системе образования сложи-лась особая культура помощи и поддержки ребенка в учебно-воспитательном процессе, называемая психолого-педагогическим сопро-вождением развития. Необходимую работу с детьми проводит классный руководитель, методист, детский психолог, учитель и т. д. На базе образо-вательного учреждения могут быть созданы специальные центры сопро-вождения. Целью комплексной работы является определение и создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения детей в ситуациях школьного взаимодействия. Сопровождение развития ребенка включает проведение профилактических работ, групповой и инди-видуальной диагностики, развивающей и коррекционной работы.
Организуя в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольника, уже в дошкольном возрасте можно помочь ребенку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса.
Особую важность в современных условиях развития российского общества приобретает психолого-педагогическое сопровождение формиро-вания самостоятельности дошкольника. Для формирования у детей этого компонента самостоятельной деятельности педагогу необходимо создать ряд условий: сформировать у ребёнка арсенал знаний, умений и навыков, на основе которых он сможет развернуть практическую деятельность; ор-ганизовать предметно-пространственную развивающую среду с наличием материальных объектов для организации разных видов деятельности. И по-следний компонент структуры самостоятельной деятельности – это резуль-тат деятельности. Причём для ребёнка – это результат его деятельности, для педагога – это своего рода диагностический показатель сформирован-ности самостоятельности как качества личности ребёнка.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным пережива-ниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют, когда проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали прояв-ления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.
В настоящее время у большинства дошкольников выявляется повы-шенный уровень тревожности, что требует своевременного оказания ква-лифицированной психокоррекционной помощи.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека