Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Психоэмоциональная диагностика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические аспекты изучения психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 6
1.1 Теоретические подходы к изучению психоэмоционального состояния 6
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста 12
1.3 Обзор исследований психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 15
Глава II Эмпирическое исследование психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ результатов диагностики школьной тревожности 24
2.3 Анализ результатов диагностики уровня адаптации ребенка к школе и эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности 27
Заключение 35
Список источников и литературы 37
Приложения 39
Актуальность исследования. Педагоги отмечают, что дети младшего школьного возраста подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. Частые драки и ссоры в группе младших школьников свидетельствуют о том, что у детей сильно нарушена эмоциональная сфера. Таким образом, у детей младшего школьного возраста в той или иной степени наблюдаются проблемы эмоциональной сферы.
На современном этапе развития психологической науки проблема изучения эмоций продолжает сохранять свою актуальность, несмотря на достаточно глубокие исследования, которые уже имеются. Это обусловлено, прежде всего, ролью эмоций, их влиянием на человеческое поведение. Проблема эмоций выступала предметом изучения на протяжении длительного времени.
Вышесказанное позволило нам сформулировать цель объект и предмет исследования:
Цель – основываясь на теоретическом анализе и результатах эмпирического исследования выявить особенности психоэмоциональной диагностики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования – психоэмоциональная диагностика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что эмоциональные нарушения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости характеризуется: низким уровнем описания эмоций; неумением определить эмоции; недостатком положительного эмоционального опыта; наличием моментов эмоциональной напряженности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- Провести междисциплинарный теоретический анализ научной литературы по означенной проблеме, в ходе которого выявить методологические подходы к определению и изучению психоэмоционального состояния.
- Определить и верифицировать методический инструментарий исследования применительно к объекту и предмету нашего исследования.
3.Эмпирически выявить и проанализировать особенности психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых. В частности, теоретические разработки Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.К. Эльконин и др., признающих центральную роль эмоций в развитии ребенка; исследования по проблеме психологического здоровья (К.А. Альбуханова - Славская, Л.И. Анциферова, И.В. Дубровина); психический анализ эмоциональных явлений в детском возрасте (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, E.H. Лисова).
Значительную роль в обосновании проблемы исследования сыграли работы ведущих специалистов в области коррекционной психологии и психотерапии: Л.И. Божович, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.И. Копытина, A.M. Прихожан и другие.
Методы и методики исследования. В нашем исследовании помимо общенаучных методов работы с теоретическим материалом для подтверждения гипотезы были использованы следующие методики:
- Тест школьной тревожности Филипс.
- Методика «Домики» О.А Ореховой.
- Цветовой тест М. Люшера.
Полученные данные обрабатывались методами математической статистики в программе IBM SPSS v.20. Для обработки данных применялись t-критерий Стьюдента, r-критерий Пирсона.
База исследования: исследование проводилось в 2017-2018 учебных годах в ???????????????????????.
Выборка исследования:
В нашем исследовании приняли участие 13 учеников 4 класса в возрасте от 10 до 12 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
В соответствии с целями и задачами нашего исследования мы провели междисциплинарный теоретический анализ научной литературы о психоэмоциональном состоянии детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в ходе которого выявили теоретические и методологические подходы к определению и изучению особенностей психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Так же мы провели анализ исследований референтных как общей теме исследования, так и составляющих компонентов психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
В качестве рабочего определения выявлено, что эмоциональная сфера младшего школьника с умственной отсталостью отличается от эмоциональной сферы младшего школьника в норме. Переживания умственно отсталого более примитивны, в отличие от его сверстника в норме, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие. Чувства бывают неадекватны. Ребенок в норме может дифференцировать тонкие оттенки переживаний.
Означенные выше теоретико-методологические изыскания позволили нам определить и верифицировать методический инструментарий исследования применительно к объекту и предмету нашего исследования.
В ходе эмпирического исследования психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью нами были получены следующие результаты:
1. Результаты исследования по методике «Тест школьной тревожности Филипса»: Общая тревожность в школе: высокий уровень - 24% (3 детей), средний уровень - 69%(9 детей), низкий уровень - 7% (1 ребенок); Переживание социального стресса: высокий уровень - 62% (8 детей), средний уровень - 31% (4 ребенка), низкий уровень - 7% (1 ребенок); Фрустрация потребности в достижении успеха: высокий уровень - 38% (5 детей), средний уровень - 62% (8 детей); Страх самовыражения: высокий уровень - 31% (4 ребенка), средний уровень - 69% (9 детей); Страх ситуации проверки знаний: высокий уровень - 31% (4 ребенка), средний уровень - 31% (4 ребенка), низкий уровень - 38% (5 детей); Страх не соответствовать ожиданиям окружающих: высокий уровень - 24% (3 ребенка), средний уровень - 38% (5 детей), низкий уровень - 38% (5 детей); Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: высокий уровень - 15% (2 ребенка), средний уровень - 38% (5 детей), низкий - уровень 47% (6 детей); Проблемы и страхи в отношениях с учителями: высокий уровень - 76% (10 детей), средний уровень - 24% (3 детей).
2. Результаты исследования по методике «Проективный тест личных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»«: Преобладание положительных эмоций - 7% (1 ребенок); Эмоциональное состояние в норме - 39% (5детей); Преобладание отрицательных эмоций - 54% (7 детей).
3. Результаты исследования по методике «Цветовой тест Люшера»: Показатели отклонения от аутогенной нормы: Низкий уровень - 15% (2 ребенка); Средний уровень - 31% (4 ребенка); Высокий уровень -54% (7 детей).
4. Показатели психоэмоционального благополучия детей по выбору цветов: Первая позиция цвета - зеленый 15% (2 ребенка), фиолетовый 24% (3 ребенка), коричневый 7% (1 ребенок), черный 54% (7 детей). Последняя позиция цвета - зеленый 15% (2 ребенка), фиолетовый 32% (4 ребенка), коричневый 15% (2 ребенка), красный 15% (2ребенка), синий 15% (2 ребенка), серый 7 % (1 ребенок).
Полученные результаты убеждают в необходимости разработки и реализации программы по психолого-педагогической коррекции эмоционального состояния младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека