Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Роль медицинской сестры в организации школы здоровья глаукомы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические аспекты изучения заболевания глаукомы 6
1.1. Анализ использованной литературы 6
1.2. Понятие глаукомы. Формы, стадии глаукомы 7
1.3. Первичная глаукома 10
1.4. Лечение и профилактика глаукомы 14
1.5. Уход за больным с глаукомой 17
ГЛАВА II Практическая часть 20
2.1. Содержание практической деятельности в рамках выполнения ВКР 20
2.2. Организация работы офтальмологического отделения ГБУЗ РБ Белебеевской ЦРБ 21
2.3. Должностные обязанности медицинской сестры офтальмологического отделения 28
2.4. Статистический анализ данных распространенности глаукомы по миру, РФ, Белебею и Белебеевскому району 34
2.5. Разработка и организация Школы здоровья глаукомы 37
2.6. Раздаточный материал 41
Выводы по практической части 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Приложение 1 47
Приложение 2 50
Приложение 3 53
Приложение 4 55
Приложение 5 65
Приложение 6 66
6 марта 2022 года – Всемирный день борьбы с глаукомой[1].
Термин «глаукома» происходит от греческого слова «глаукос», что означает «зеленый»; название это объясняется тем, что при остром приступе заболевания зрачок кажется желтовато-зеленым. Народное название глаукомы – «зеленая вода»[2].
Термин глаукома уходит корнями к 400 годам до нашей эры, так называемым временам Гиппократа. Первое упоминание заболевания, обусловленного повышенным внутриглазным давлением, и близким к современному определению глаукомы было описано в арабских писаниях о «Книге лечения Гиппократа» офтальмологом Ат-Табари во второй половине 10 века.
В 1830 году шотландский клиницист Вильям Маккензи подтвердил, что повышенное внутриглазное давление является неотъемлемой чертой заболевания. В 1850 имело место важное событие – изобретение Германом Людвигом фон Гельмгольцом первого в мире офтальмоскопа, что позволило наблюдать изменения на глазном дне при глаукоме[3].
Ежегодно вновь заболевает глаукомой в среднем один человек из 1000 в возрасте старше 40 лет. По итогам статистической обработки данных 2017–2018 гг., Россия занимает седьмое место в мире по количеству жителей (146 880 432 человека), что позволяет представить реальный масштаб заболевания и связанные с этим последствия.
Тема исследования является актуальной, поскольку глаукома — тяжелое заболевание с неясной этиологией и сложными, все еще недостаточно изученными звеньями патогенеза. На долю первичной открытоугольной глаукомы (ПОУГ) приходится от 72,3 до 96,1% всех форм глаукомы. Отсутствие жалоб пациента, объективные трудности при диагностике, хроническое прогрессирующее течение, приводящее к потере работоспособности и инвалидизации, позволяют говорить о глаукоме как о довольно коварном заболевании[4].
Опасность глаукомы в том, что она развивается бессимптомно. При отсутствии своевременного лечения, необратимо вызывает слепоту. В результате острого приступа глаукомы возможна внезапная потеря зрения. Глаукома может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего это заболевание развивается в пожилом возрасте[5].
Цель исследования – изучить роль медицинской сестры в организации Школы здоровья глаукомы.
Объект исследования: сестринский процесс в офтальмологическом отделении.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в организации Школы здоровья глаукомы.
Реализация поставленной цели осуществится в процессе решения следующих задач:
- Изучить и проанализировать литературные источники и интернет - ресурсы по теме дипломной работы.
- Рассмотреть клиническую характеристику глаукомы.
- Изучить принципы ухода за пациентом с глаукомой и профилактику заболевания.
- Изучить организацию работы постовой медсестры офтальмологического отделения ГБУЗ РБ Белебеевской ЦРБ.
- Собрать и проанализировать статистические данные по глаукоме.
- Разработать занятия для создания «Школы здоровья глаукомы» на базе ГБУЗ РБ Белебеевской ЦРБ офтальмологическое отделение и организовать их проведение.
- Составить санитарный бюллетень и памятку по профилактике глаукомы.
- Сформулировать выводы.
Методы исследования:
- Метод теоретического анализа литературных источников и интернет - ресурсов по теме исследования.
- Эмпирический – наблюдение за пациентами, и проведение у них дополнительных методов исследования.
- Статический анализ.
Практическое значение: проведение занятий Школы здоровья глаукомы обеспечит профилактику данного заболевания, повысит эффективность лечения и реабилитации больных, а также поможет улучшить качество жизни пациентов с диагнозом глаукома.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Введение содержит цель, задачи, актуальность, объект и предмет исследования. В первой главе рассматривается глаукома: понятие, формы, стадии, клиническая картина, лечение и профилактика заболевания. Во второй главе, описываются практические аспекты сестринской процесса при организации Школы здоровья глаукомы. В заключении сделаны выводы в соответствии с поставленной целью и задачами.
[1] 6 марта 2020 года – Всемирный день борьбы с глаукомой // rospotrebnadzor.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://34.rospotrebnadzor.ru/content/204/10521/ (Дата обращения: 05.02.2022).
[2] Рудницкий Л.В. Глаукома и катаракта: лечение и профилактика / Л.В. Рудницкий. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – С. 8
[3] Исторические этапы формирования учения о глаукоме (История глаукомы) // ophthalmognosis.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ophthalmognosis.ru/2013/12/blog-post_29.html (Дата обращения: 05.02.2022).
[4] Егоров Е.А. Национальное руководство по глаукоме для практикующих врачей / Е.А. Егоров, В.П. Еричев. – Изд. 4-е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. – С. 14
[5] Центр глазной хирургии // Центр глазной хирургии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://almet.mcgh.ru/uslugi/lechenie-glaukomy/ (Дата обращения: 05.02.2022).
Глаукома - это хроническое прогрессирующее заболевание. Основной его признак - развитие атрофических изменений зрительного нерва и повышение внутриглазного давления.
Причины развития глаукомы различны. Это наследственная предрасположенность, воспалительные заболевания и травмы глаза, сахарный диабет, нарушения обмена веществ, анатомическое строение глаза.
Клиническое течение открытоугольной глаукомы, как правило, бессимптомное. Сужение поля зрения развивается постепенно, иногда прогрессирует в течение нескольких лет, поэтому нередко пациенты случайно обнаруживают, что видят только одним глазом. Иногда предъявляются жалобы на затуманивание взгляда, наличие радужных кругов перед глазами, головную боль и ломоту в надбровной области, снижение зрения в темноте. При открытой глаукоме обычно поражаются оба глаза.
В течении закрытоугольной формы заболевания выделяют фазу преглаукомы, острого приступа глаукомы и хронической глаукомы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что глаукома, как правило, прогрессирует незаметно. Глаз выглядит нормально, повышения внутриглазного давления человек чаще всего не ощущает, и болезнь на ранних стадиях может диагностировать только офтальмолог при профилактическом осмотре. Когда же появляются зрительные нарушения, восстановить зрение намного сложнее. При полной же гибели зрительного нерва наступает необратимая слепота.
Самая большая проблема потери зрения от глаукомы состоит в том, что потерю зрения можно было бы избежать, если бы пациенты вовремя обращались за медицинской помощью. Поэтому очень важно раннее выявление больных глаукомой и оказание им своевременной и современной помощи. Особую роль в этом процессе играет деятельность медицинской сестры.
Медицинская сестра в рамках санитарно-просветительской работы организует проведение Школы здоровья глаукомы, занятия которой направленны на повышение уровня знаний пациентов, информированности и практических навыков по профилактике заболевания глаукомой, а также повышение качества жизни, сохранение здоровья. Целью занятий является формирование в сознании пациентов значимости их участия в предотвращении глаукомы, а в случае заболевания – в лечении.
В практической части были выделенные основные моменты выполненной работы: изучение организации работы офтальмологического отделения, определение и рассмотрение основных должностных обязанностей медицинской сестры отделения, проанализированы статистические данные заболеваемости глаукомой по г. Белебей и району, по РФ и миру, разработаны и проведены занятия Школы здоровья глаукомы на базе ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ офтальмологическое отделение, также был оставлен раздаточный материал по теме глаукома.
При прохождении преддипломной практики присутствовала при приеме у врача-офтальмолога, при проведении манипуляций (закапывание глазных капель, выполнение парабульбарных инъекций, исследование остроты зрения, определение полей зрения, измерение внутриглазного давления), осуществляла заполнение документации, проводила текущую и генеральную уборку.
Ведущая роль по организации и обеспечению ухода за больными принадлежит среднему медицинскому персоналу. Как и во всех лечебных учреждениях, уход за больными основывается на принципах медицинской деонтологии – науки о принципах поведения медицинского персонала для максимального повышения полезности лечения.
После рассмотрения статистических данных по заболеваемости глаукомой, был сделан вывод, что количество пациентов с диагнозом глаукома растет с каждым годом вне зависимости от географического расположения.
Мною была составлены и проведены занятия Школы здоровья глаукомы в офтальмологическом отделении г. Белебей. Занятия проводились 3 дня подряд для пациентов отделения в присутствии старшей медицинской сестры.
Так же в отделении был оставлен разработанный мной санбюллетень и памятка для общего ознакомления, все материалы Школы здоровья глаукомы были переданы старшей медицинской сестре офтальмологического отделения.
Таким образом, становится очевидным, что задача медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. Эффективность и грамотная организация сестринской помощи больным ускоряет процесс выздоровления и повышает качество жизни пациентов.
С уверенностью могу сказать, что данная работа принесёт пользу пациентам с диагнозом глаукома и без него, также медицине в целом.
Подобные работы
- Роль медицинской сестры в профилактике глазных заболеваний у подростков
- Аборты
- Адаптивное плавание как метод реабилитации инвалидов с двигательными нарушениями при ДЦП
- Адаптивное плавание как метод реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата
- Анализ аптечного ассортимента ангиопротекторов
- Анализ аптечного ассортимента витаминов и витаминных комплексов
- Анализ ассортимента и хранение иммунобиологических лекарственных средств
- Анализ ассортимента лекарственных форм для парентерального применения
- Анализ ассортимента мочегонных лекарственных средств растительного происхождения
- Анализ безопасности товаров аптечного ассортимента. Фальсифицированные товары